«За стеклом» в Русском музее. Реставраторы рассказали, как восстанавливали картину «Последний день Помпеи»

20:03 24/09/2024

Картине «Последний день Помпеи» вернули первозданный вид. Девять месяцев шла реставрация одного из главных шедевров российской живописи. Полотно Карла Брюллова сильно изменилось за почти 200 лет, рассказал корреспондент «МИР 24» Артур Ломидзе.

Шоу «За стеклом» в Русском музее – как шутят реставраторы – закончилось. Восстановление знаменитой картины происходило в уникальном формате – прямо в выставочном зале за прозрачными стенами.

«Это тоже был один из важных этапов нашей реставрации – популяризация профессии. Мы даже в какой-то момент поняли, что неправильно рассчитали конструктив стекла, потому что наши маленькие посетители хотели очень сильно с нами пообщаться», – рассказал заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея Марат Дашкин.

Прежде чем взяться за реставрацию, картину исследовали вплоть до грунта. В зонах, где полотно расчистили, видно – изначально оно было светлым, в холодных тонах. Темным его сделали четыре слоя лака.

«Картина, написанная в 1833 году, сразу начала экспонироваться. Она сразу приехала в Милан, потом в Рим, потом в Париж. Картина не попадала в руки профессиональных реставраторов – первые 100 лет точно», – объяснила генеральный директор Государственного Русского музея Алла Манилова.

На протяжении минимум века все, кто смотрел на великую «Помпею», видели ее в желтом, почти оливковом цвете. Все из-за четырех слоев лака, который реставраторы смывали слой за слоем. Для каждого вида использовали свои реагенты. Теперь осталось несколько микронов того самого покрытия, который наносил еще Брюллов.

В начале реставрации было предположение: вдруг художник специально наложил этот «оливковый фильтр». Однако специалисты изучили все слои лака и убедились – ни капли пигмента не добавлено. Это значит, что теперь мы видим мировой шедевр почти так же, как его задумывал великий художник.

По словам мастеров, теперь «Последний день Помпеи» заиграл новыми красками. При свежем взгляде на шедевр можно подумать, что кто-то выкрутил ручку резкости в настройках картины.

«То, что желтый лак скрадывал, мы увидели, что, например, в правой части картины изображены три группы персонажей, и они распределились в глубину по диагонали. Этого не было видно – они были очень плоско друг к другу прилеплены. Так они визуально воспринимались под этой желтой пленкой», – объяснила ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи Русского музея Ольга Кленова.

Брюллов изобразил на полотне и себя. Теперь без желтизны на лице автор с удовольствием взирает на свое творение и свои кисти, перепачканные в яркой краске. Большая выставка Карла Брюллова откроется 18 октября в Русском музее.