Театр со своим характером: знаменитой «Таганке» исполнилось 60

15:53 23/04/2024
ФОТО : ТАСС / Геодакян Артем

Театру на Таганке исполнилось 60 лет. 23 апреля 1964 года на сцене Московского театра драмы и комедии прошла премьера спектакля режиссера Юрия Любимова «Добрый человек из Сезуана». Это событие и считается рождением театра, пережившего много громких премьер и не менее громких скандалов. Корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев побывал на премьере спектакля и пообщался с актерами из старого «любимовского» состава.

Эти автографы на стенах кабинета первого худрука «Таганки» Юрия Любимова – главная реликвия театра. Актер Юрий Смирнов помнит всех известных людей, кто приходил на их спектакли. Он сам в этом театре уже больше 60 лет. Афиши спектаклей – его творческий путь.

«Это жизнь моя. И вроде бы не самый плохой исполнитель. Я ведь работал в таком театре, на «Таганке», что как бы сравнивать где-то что-то с чем-то не имело смысла, потому что это был лучший театр вообще», – заявил народный артист Российской Федерации, актер Театра на Таганке Юрий Смирнов.

От оружия пропаганды до культурного феномена
«Любимовская Таганка» началась со спектакля «Добрый человек из Сезуана» в 1964 году. Это был новый, особый язык. Авангард против всеобщего соцреализма. Любимов не боялся скандала. Метафора – стала его визитной карточкой, а сам театр – символом свободомыслия. Слава Высоцкого, Хмельницкого, Демидовой, Золотухина гремела на всю Москву.

Почти каждый спектакль то запрещают, то разрешают. Любимов делает постановки на стихи Вознесенского – неслыханная дерзость. «Антимиры», «Берегите ваши лица». Попасть на «Таганку» все сложнее. Зрители стоят в очередях ночами. Платят перекупщикам по 50 рублей. Тоже повторится с «Пугачевым», «Мастером и Маргаритой». Любимов отказывается от привычных декораций, переворачивая все с ног на голову. Он и с актерами общается знаками, стоя в зрительном зале с фонариком в руке.

«Он включал белый свет, подсветку. Показывал, как сказать, или на ухо, если кого-то плохо слышно или не доходят слова, я имею в виду по произношению. Или замедлил, значит, он начинает быстрее показывать – ритм, ритм, ритм должен быть», – рассказал Юрий Смирнов.

Золотой век Театра на Таганке продлился почти 20 лет. В 80-м всю страну потрясла смерть Высоцкого. А в 84-м неугодного режиссера Любимова лишают советского гражданства. А когда отец-основатель умер, «Таганка» осиротела.

«Знаменитый красный квадрат «Таганки» и черные буквы, как символ бунтарского, авторского театра Юрия Любимова со своим характером. Теперь «Таганка», скорее, площадка для экспериментов с разными жанрами, на разную публику, но как и прежде с дерзким задором и большими амбициями», – отметил журналист.

Старый спектакль по-новому. «Деревянный кони», поставленные Любимовым в 74-м году, в этом юбилейном сезоне снова на сцене, с молодыми актерами, не знавшими старых.

«Недавно после одного прогона мы вышли и сказали, что сейчас абсолютно «таганковский» «любимовский» спектакль сыграли по ощущениям», – поделилась актриса Театра на Таганке Марфа Кольцова.