Чувство, толк и расстановка: как речь влияет на успех, карьеру и личную жизнь
Идем по ВГИКовской столовой. Я и человек, который в этих стенах - звезда.
Почему-то так сложилось, что звездами сегодня стали называть тех, чью жизнь мы день за днем детально изучаем в социальных сетях, к кому нельзя запросто подойти на улице и пожать руку, чей голос мы даже толком не слышим, а только думаем: «Вот он, человек, идеальный на картинке».
А я иду за настоящей звездой, к которой каждый в театральных стенах хочет поскорее прикоснуться, обнять, у которой каждому хочется спросить: «Ой, у вас новая прическа?», «Анна Сергеевна, придете нас послушать?», «Анечка Сергеевна, можно вас какао угостить?».
Про тернии и звезды
Изящная молодая девушка со светлыми кудряшками говорит голосом, который мы меньше всего ожидаем от нее услышать: низким, сильным, идущим откуда-то изнутри.
Даже странно, но этой хрупкой, светящейся внешности он абсолютно подходит.
В родных стенах Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова актриса театра и кино Анна Котова прошла путь от студентки мастерской И. Н. Ясуловича до старшего преподавателя-тренера по сценической речи.
То, как будут говорить выпускники актерского, режиссерского, звукорежиссерского факультетов, герои игрового и документального кино, зависит именно от нее.
«Это не я выбирала, это выбрало меня», - улыбается Анна в ответ на вопрос, почему ребенок из семьи, в которой никогда не было творческих профессий, вдруг решил обучаться театральному искусству.
«Мне было всего 13 лет, когда я приехала на каникулы к бабушке в Калининград. Как-то мы включили кассету с записью моего выпускного концерта в музыкальной школе, где я пела, танцевала, играла, и друзья моего старшего брата в один голос сказали: «Тебе нужно поступать в наш театральный», - вспоминает она.
После окончания восьмого класса Анна решила попробовать пройти прослушивание в театральную группу городского лицея №49, но первое большое испытание на творческую жилку оказалось неудачным.
«Я готовилась, читала басни, прозу, и меня, как я сейчас это вспоминаю, по-настоящему опустили. Сказали, что все это ужасно, что я непонятно из какого города приехала в Калининград, и после этого случая мы в семье стали шутить, что я не из Северодвинска, а из ... (далее непечатное) приехала», - смеется актриса.
Прошел год, девушка окончила школу, и на обучение в театральный класс ее взяли без экзаменов. Как сама Анна объясняет, это такая маленькая традиция в творческой среде - сначала обидеть, больно уколоть, а потом дать пряник. Так еще на стадии отбора уходят те, кто не уверен, что рожден для творчества - то есть огромной самоотдачи и труда.
В семье актрисы действительно никогда не было певцов или художников и вообще творческих профессий, зато мама долгие годы работала преподавателем музыки.
Пока все ребята бегали или играли на улице, первоклассница Аня в соседнем с мамой кабинете каждый день упражнялась в игре на пианино по нескольку часов подряд. Стоило девочке отвлечься, музыка утихала, как мама стучала в стенку, чтобы та не прекращала занятий.
«У нее над рабочим столом были выписаны многие фразы, но больше всего лет в семь я запомнила одну - про тернии и звезды. Эта фраза просто про меня, мой девиз, моя убежденность в том, что все стоящее в жизни достается через какое-то преодоление. Только сейчас, в тридцать лет, я начала понимать ее и менять для себя, что нет, все должно быть легко, все должно быть просто и в удовольствие!» - делится преподаватель.
По закону терний, буквально за день до вступительных экзаменов в Москве, Анна получила серьезную травму прямо на сцене, во время выпускной постановки.
Пришлось ехать в больницу, где врачи диагностировали вывих, растяжение и сильный ушиб. Нога распухла, и девушке запретили двигаться, а уж тем более - танцевать, выступать, куда-то ехать, медики советовали восстановить здоровье.
ВГИК ее принял, причем, как говорит сама актриса, ей всегда очень везло на преподавателей. Мастером на эти годы обучения стал советский и российский актер театра и кино, кинорежиссер Игорь Николаевич Ясулович.
«Именно он научил нас действительно в любой ситуации оставаться человеком, никогда не идти по головам. С тех пор я, сама преподаватель, понимаю, как важно, чтобы рядом вашим наставником был тот, что видит в вас смысл работать, кто заставляет работать на износ, но верит в вас больше, чем вы верите в себя», - рассказывает собеседница.
В 2006 году Анна Котова оканчивает ВГИК, и по рекомендации любимого педагога по речи Ксении Юрьевны Кузнецовой впервые открывает в себе талант к педагогике.
После университета она еще около двух лет работает в «Театриуме на Серпуховке», где участвует в детских постановках и мюзиклах, а потом снова возвращается в родной университет, уже окончательно в качестве преподавателя.
- Сама не знаю как, но обучение студентов меня сильно затянуло. Я начала работать с ребятами из мастерской Всеволода Шиловского, потом, помимо актеров, появилось много других курсов, и я благодаря какому-то «сарафанному радио» стала настоящим преподавателем.
«Пять лет назад бывший ученик, которого на курсе сильно ругала за говор и акцент, посоветовал меня в школу радио, и вдруг одновременно потянулись студенты отовсюду, появилась большая частная практика», - вспоминает актриса.
Мастер-класс от профессионала
На вопрос о том, выдают ли наши слова и манера говорения страхи или комплексы, Анна мгновенно приводит впечатляющую статистику.
По ее словам, речь - это не только набор акцентов, не только наличие или отсутствие говора, темповые и дыхательные особенности.
«Наш голос, речь и тело - лакмусовая бумажка того, что с нами происходит. Может, ты боишься высказать то, что думаешь на самом деле, и голос тускнеет, становится глуше. Ты перестаешь чувствовать себя в пространстве, стираешься, а потом про тебя говорят: «Ой, а кто она, та девушка? Я и не запомнил», - объясняет Анна.
При этом человек сам не замечает, как попадает во власть зажимов: телесных, психологических, голосовых.
«В жизни я стараюсь это отключать, но поверьте, внимательный собеседник, а уж тем более работодатель, всегда это заметит и вероятнее всего расценит как слабость и несостоятельность», - уверена преподаватель.
Секреты преподавателя сценической речи ВГИК Анны Котовой. Как говорить, чтобы быть услышанным :
Все время беседы студенты поглядывают на меня с интересом и немножко неодобрительно: «И когда уже Анна Сергеевна придет к нам, занятие уже пора начинать».
А я заслушалась и не могу оторваться от того, как ярко говорит человек напротив меня. А разве не так положено говорить настоящим звездам?
Надежда Сережкина, для телеканала «МИР 24».