Августовский путч 26 лет спустя: нераскрытые тайны и необычные версии
С августовского путча прошло 26 лет. Но до сих пор историки так и не разобрались окончательно с оценками событий 18-21 августа 1991 года.
Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) 18 августа 1991 года провозгласил себя органом управления страной и эффективного введения режима чрезвычайного положения, решения которого являются обязательными для выполнения на всей территории СССР.
Члены комитета под председательством Геннадия Янаева заявляли, что стремятся остановить крах Советского Союза, не позволяя вступить в силу новому соглашению о союзных республиках, дававшему право странам, входящим в СССР, самостоятельно распоряжаться своей судьбой. При этом ГКЧП утверждал, что не собирается смещать с поста действующего на тот момент президента СССР Михаила Горбачева.
Комитет потерпел поражение уже 21 августа 1991 года — от либерально-демократических сил, которые возглавил Борис Ельцин, провозгласивший себя президентом России. Ельцину удалось заручиться поддержкой масс, в столице в митингах приняли участие не менее 200 тысяч граждан. Важным моментом в успехе Ельцина стала и поддержка зарубежных государств, в том числе США, назвавших путч террористическим захватом власти.
Ежегодно СМИ упоминают годовщину августовского путча, пытаясь разобраться в том, что же произошло тогда, и найти ответы на оставшиеся вопросы, которых, конечно, много. Как всегда, всплывают самые необычные версии, воспоминания и смелые заявления. Корреспондент МИР 24» собрала факты и события августа 1991 года, которые до сих пор вызывают разного рода сомнения.
ГКПЧ РАБОТАЛ НА ГОРБАЧЕВА?
Существует несколько версий об отношениях президента СССР и ГКПЧ. По официальной версии, когда Горбачев уехал отдыхать в Крым, Янаев провозгласил себя временно исполняющим обязанности президента, так как здоровье Горбачева не позволяло ему работать в тот момент.
Спустя некоторое время члены ГКПЧ ездили в Крым и пытались договориться с Горбачевым о введении чрезвычайного положения. По версии генерала Варенникова, официального разрешения Горбачев не дал, но разрешил делать, то, что «они хотят».
Сам Горбачев на суде свои слова отрицал. По версии одного из источников, встреча президента и членов ГКПЧ, действительно, закончилась рукопожатием, но со словами: «Ну и м….и вы».
В 2008 году Михаил Горбачев признался, что якобы знал о готовящемся против него заговоре, о возможности переворота ему на встрече сообщил генеральный секретарь США, опираясь на данные американской разведки. Однако в прошлом году в интервью СМИ начальник охраны президента РСФСР Бориса Ельцина Александр Коржаков заявил, что Горбачев и ГКПЧ работали сообща.
«Они пытались сделать за Горбачева непопулярную работу. Если бы план ГКПЧ удался – они навели бы минимальный порядок в стране, немножко припугнули кого следует, пока демократичный Горбачев, якобы, болеет — то он быстренько бы выздоровел и вернулся на белом коне. Но Горбачев обманул своих соратников по ГКПЧ. Позволил посадить их в «Матросскую тишину», и выпускала их уже новая власть, когда Горбачев пал окончательно», – говорит Коржаков.
На пресс-конференции в 2009 году Михаил Горбачев заявил, что жалеет о распаде СССР и не желал распада Советского Союза, а также, что решение уехать из Москвы в Крым было ошибочным, вместе с тем, что он высказал сожаление, что вовремя не отстранил Ельцина от политики.
В свою очередь, Янаев спустя годы признался, что нужно было сразу лишить Горбачева президентского поста и всех полномочий.
БЫЛ БЫ ПОДПИСАН СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР?
В 1985 году Михаил Горбачев объявил о Перестройке. Политика «отказа от вмешательства во внутренние дела других стран» привела к массовому падению коммунистических режимов в Восточной Европе. Тем временем на территории СССР вспыхивают межнациональные конфликты. До августовского путча успели объявить о независимости Литва, Латвия, Грузия, Эстония, Армения и Молдавия.
На 20 августа 1991 года было назначено подписание союзного договора, позволяющего государствам, образующим СССР, получить всю полноту политической власти.
По официальной версии, которую подтвердили в суде сами члены ГКПЧ, их основной целью было приостановление подписания этого договора. Однако, как утверждал Коржаков, ни о каком договоре в августе 1991 года речи уже не шло.
Депутат Верховного Совета Сергей Шахрай вспоминает, что якобы 20 августа утром руководители автономных республик прибыли в кабинет Янаева, чтобы узнать о союзном договоре, но ответа так и не получили:
Екатерина Дегтерева