Вячеслав Зайцев: У меня еще все впереди
В канун 80-летнего юбилея модельер Вячеслав Зайцев говорит, что еще не полностью реализовал себя и ему есть, что показать на октябрьской Неделе моды в Москве. Хотя о фишках новой коллекции мало что известно, одной интригой, связанной с маэстро, стало меньше: скоро на прилавках книжных магазинов и в сети появится его автобиография с уникальными иллюстрациями и воспоминаниями. Ранее Forbes назвал книгу одной из самых ожидаемых non-fiction новинок года. На встрече с известным модельером побывала корреспондент «МИР 24».
Увесистый 300-страничный иллюстрированный альбом «Мода. Мой дом» с портретом Зайцева на обложке вдумчиво готовили к публикации около семи лет. Первый его тираж составит три тысячи экземпляров. На обложке книги знаменитый кутюрье выглядит чересчур задумчивым, а в жизни – как обычно доброжелательно улыбается публике.
По словам издателей альбома, потребность в нем назрела давно: в профильных российских вузах не хватает книги, подробно и наглядно описывающей историю Московского дома моды и то, как российская мода заслужила право называться искусством. Издатели уверяют, что книга получилась очень событийной и информативной, поэтому для читателей будет естественным желание перечитать ее несколько раз.
Мемуары модельера органично дополняют репринты его эскизов, фотографии из семейных альбомов, живопись и графика, которые ранее нигде не публиковались.
Заместитель генерального директора Издательской группы «Эксмо-АСТ» Марина Абрамова рассказала, что в книгу вошла первая зарубежная публикация о «подающем надежды советском модельере», которую в 1963 году опубликовали во французском журнале Paris Match.
Выход книги приурочен к юбилею не только мастера, но и его педагогической деятельности – в этом году исполняется 25 лет основанной им «Лаборатории моды».
Пожалуй, это именно тот случай, когда электронная версия будет проигрывать бумажной. Книгу очень приятно листать без спешки, задерживая взгляд на ярких иллюстрациях и черно-белых фотографиях. Многие из них были взяты из зарубежных архивов и незнакомы российским поклонникам модельера. Вот портрет будущего маэстро во время обучения в текстильном институте, а вот манекенщицы времен Общесоюзного дома моделей одежды. Следом – эскизы первых коллекций, фотографии семейных хроник.
Можно узнать о том, как еще во время обучения в Московском текстильном институте будущий художник Слава Зайцев (свое полное имя он никогда не любил) вдохновлялся народными костюмами, как впервые сел за швейную машинку и сострочил рубашку из сатина. Позже была дружба с Пьером Карденом, изготовление костюмов для актеров ведущих московских театров и конфликты с министерством легкой промышленности (там Зайцеву говорили, что своим внешним видом он подает дурной пример советской молодежи). Обо всем этом можно узнать из книги.
Автобиографический раздел продолжают воспоминания близких – сына Егора и внучки Маруси, которых уже прозвали наследниками русской моды, так как они стали продолжателями семейного дела.
«Вся моя жизнь благополучно прошла во многом благодаря Славе. Вокруг этого человека есть аура доброжелательности, трепетного и честного отношения к людям и клиентам. Еще у него изумительное чувство юмора – в отношении к себе и к моде. Мне нравится, что несмотря на изысканность стиля, сложность конструкций, в его творчестве присутствует хулиганство», – поделилась ведущий искусствовед Общесоюзного дома моделей одежды «Кузнецкий мост», историк моды Алла Щипакина. Своими впечатлениями от работы с Зайцевым она поделилась в главе «Коллеги о друге».
Сам мастер во время встречи заявил, что он очень рад выходу книги и не собирается завершать свой профессиональный путь.
«Восемьдесят лет – возраст достаточно убедительный, но ведь Пьеру Кардену сейчас 95, так что и я могу еще поработать. У меня все есть и в то же время все впереди».