От штрафа до колонии: как полиция борется с телефонными «минерами»
Волна звонков телефонных террористов прокатилась за последние три дня по всей России. От Владивостока от Калининграда проводились массовые эвакуации, была парализована работа вокзалов и торговых центров, отменяли занятия в школах. Сообщения о заложенных бомбах оказались ложными, но ЧП затронуло десятки тысяч россиян.
Правоохранительным органам предстоит выяснить, кто стоял за всеобщим переполохом. Сентябрьская атака стала, пожалуй, крупнейшей, но далеко не единственной в современной истории.
Только за последние месяцы злоумышленники «минировали» арену «Санкт-Петербург» на Крестовском острове (накануне проведения финального матча Кубка Конфедераций) и стадион «Открытие Арена» в Москве, Курский и Киевский вокзалы, аэропорты Внуково и Храброво (Калининград) – это далеко не полный список.
Заведомо ложное сообщение о теракте является уголовным преступлением. Максимальное наказание составляет пять лет лишения свободы (если нанесенный звонком ущерб превысил миллион рублей). Зачастую злоумышленники отделываются штрафом, правда, довольно крупным – до 200 тысяч рублей. Но бывает, что суд назначает реальные сроки.
Так, пенсионер из города Ленинск-Кузнецкий был приговорен к году и месяцу лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении. Пожилой мужчина пришел в гости к двоюродному брату, но дверь оказалась заперта. Гость обиделся, позвонил в полицию и сообщил, что дом скоро взлетит на воздух. Как оказалось, это был не единственный его «подвиг» (ранее пенсионер «минировал» автовокзал), что и повлияло на приговор.
В Сочи местный житель сообщил сотруднику местного отделения «Почты России», что здание заминировано. Информация не подтвердилась, и суд приговорил мужчину к годичному лишению свободы.
В Красноярске виновник экстренной эвакуации вокзала был вычислен в тот же день. Заведомо ложное сообщение о готовящемся акте терроризма повлекло за собой наказание в виде одного года и трех месяцев в колонии строгого режима.
По статистике, две самые распространенные категории лже-террористов: пьяные и подростки. В 1990-е годы в России была настоящая эпидемия звонков от школьников, стремящихся таким образом сорвать уроки. Но после того как правоохранительные органы научились вычислять таких хулиганов и несколько человек привлекли к ответственности, энтузиазм учащихся поутих.
Правоохранители намерены и в дальнейшем применять к телефонным террористам жесткие меры. Так, ведется дискуссия о повышении максимального наказания с пяти до восьми лет лишения свободы. Злоумышленников, сообщавших о массовом минировании зданий, пообещали объявить в федеральный розыск.
Елизавета Шарман