«Расстрелять», «запретить», «почему об этом вообще пишут?», «что это за молодежь пошла?!» – такие мысли наверняка посетили тех, кто месяц назад вышел утром в интернет и заметил, что в новостях мелькают два странных имени: Oxxxymiron и Гнойный. Второе еще и звучит неприятно, а потому то, что он «победил», выглядит вдвойне возмутительно.
Но имя-то полбеды. Кстати, сам Вячеслав Машнов – он же Карелин - представился как Слава КПСС, но в СМИ попал под более привычным псевдонимом. Настоящий ужас настигал добропорядочных и не очень граждан в момент, когда они включали ролик и начинали смотреть свой первый в жизни рэп-баттл. И быстро понимали, что на привычные телеконкурсы это не похоже совсем. Оскорбления, унижения, шутки ниже пояса, слова на буквы «п», «е», «х» и «б», которые нельзя употреблять в СМИ, и все это под одобрительные крики толпы. И все это собирает в интернете миллионы зрителей – фактически аудитория федеральных каналов! Подрыв устоев, ушат помоев.
Однако нравится это кому-то или нет, но придется принять факт – рэп-баттлы уже стали частью культурной повестки страны. Невозможно просто пройти мимо того факта, что за руганью двух молодых людей следят, а после обсуждают СМИ, политики, общественные деятели. Что поймать волну активно пытаются поп-звезды. Как итог – промежуточный – рэпера Гнойного зовут на телеканал «Культура» в компанию к бывшему главе одноименного ведомства.
Значит, эта ругань заполняет какое-то пустое место. Вопрос только в том, какое именно, и почему оно – несмотря на такой громадный спрос – до сих пор оставалось пустым. Отвечать на него можно методом от противного.
Это не битва поэтов
В этом смысле баттл-рэп – исключительно полезный для общества проект. Конечно, если правильно его воспринимать. Он, во-первых, через анализ лексики и тем позволяет понять, какие проблемы публичным языком обсуждать невозможно, но какие обсуждения требуют. То есть служит прекрасным датчиком проблем публичного языка – термометром, показывающим, что дело плохо. Во-вторых, дает новый способ общественного диалога – а любой диалог все же лучше войны. В-третьих, это проект исключительно суверенный. Мы ведь слушаем иностранную музыку, смотрим иностранные сериалы и телевизионные шоу (или же их российскую адаптацию) – и это в лучшем случае хорошая копия.
И отвечая на вопрос, который в любом случае возникает: какой пример они дают детям? Как минимум, тот, что когда тебя оскорбляют словами, пускать в ход кулаки и выходить из себя - признак собственной слабости. Этот пример детям не подарят популярные телевизионные ток-шоу. А еще: что умение сохранить лицо, не впадать в истерику – важнейшее качество. Что быть цельным и быть собой всегда выигрышнее, чем кому-то подражать. Современные поп-кумиры и на это вряд ли способны. И то, что поражение необходимо признавать, и что площадная брань всегда проиграет меткому слову.
Не так-то уж и мало.