Восьмидесятилетие Бильбо Бэггинса - праздник для всех и каждого
Вряд ли сейчас найдется хоть один человек в Старом и Новом Свете, никогда ничего не слышавший о хоббитах. Культовая кинотрилогия «Властелина колец», ставшая одним из самых крупных проектов в истории кино, и последовавшая за ней кинотрилогия «Хоббит», еще более масштабная и дорогостоящая, сделали сказочных героев Средиземья популярными даже среди тех, кто никогда не слышал о литературных произведениях Джона Рональда Руэла Толкина. Сколько рекламных скандалов, фотографий со съемочной площадки, подсчетов доходов создателей киноэпопей! Вся эта мишура, однако, не затмила собой удивительный волшебный мир, созданный профессором Толкином.
Ровно 80 лет назад, 21 сентября 1937 года впервые вышла в свет книга английского писателя, лингвиста и переводчика Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно». Она могла бы затеряться среди довоенной детской литературы, но книга понравилась читателям, издатель предложил Толкину написать продолжение, и мир Средиземья получил свое развитие, да такое подробное и поэтическое, что привлек внимание не только детей, но и взрослых.
Однако вряд ли Толкин тогда подозревал, каких масштабов успех ожидает в будущем его книги. И главное, что они станут отправной точкой для целой громадной вселенной, в которую вошли не только экранизации его произведений, собравшие миллиарды долларов в прокате, но и сотни сиквелов и фанфиков. А также целая выросшая на этой почве культура ролевых игр. Плюс тематические парки развлечений, деревни хоббитов и музеи Средиземья. Плюс индустрия игрушек и сувениров, компьютерных и настольных игр, костюмов и атрибутики для ролевиков…
В чем же секрет невероятной популярности эпоса Толкина в целом и самого первого его произведения в частности? Что за тайные струны души он затрагивает, на какие неосознанные потребности каждого отвечает?
Неисчерпаемая сказка для всех возрастов
Вот что сказала корреспонденту «МИР 24» литературный критик, преподаватель Высшей школы телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова Виктория Шохина:
— Привлекателен в первой книге Толкина прежде всего главный герой - хоббит по имени Бильбо Бэггинс. Такой обаятельный симпатяга, добродушный и простодушный. Сидит себе в уютной норке, мирный обыватель, немолодой и вполне довольный жизнью. Гномы и маг вовлекают его в какую-то немыслимую авантюру (похищение сокровища у дракона), он, естественно, отказывается. Но песня, которую поют гномы, вдруг пробуждает в нём страсть к приключениям. И это очень важный момент для читателя - интригующий.
Бильбо, хоть и мирный обыватель, но во всех многочисленных передрягах ведёт себя очень достойно. Проявляя и храбрость, и смекалку, и всегда оставаясь верным товарищем. А также - благородную сдержанность, когда приходит последнее трудное испытание - дележ добытых сокровищ. Он - положительный герой, описанный без пафоса, что особенно привлекательно.
Обо всех приключениях Бильбо рассказывается в динамичных квестах. А главное – с тем невозмутимым английским юмором, с интонациями, которые затягивают и не отпускают. Роман этим напоминает о «Посмертных записках Пиквикского клуба» Диккенса (Бильбо, между прочим, очень похож на мистера Пиквика), и о «Троих в одной лодке, не считая собаки» Джерома К. Джерома. То есть о книгах, имевших невероятный успех, прежде всего, благодаря вот этому самому юмору.
Толкин опирается на древние мифы - об эльфах, троллях и драконах. Он знает их достоверно, можно сказать, из первых рук. И это тоже способствует популярности его книг.
И еще одна причина невероятной популярности «Хоббита». Роман читается на разных уровнях, но с одинаковым интересом. И как сказка для детей (вначале, кстати, Толкин рассказывал истории о Бильбо своим детям, их у него было четверо, три мальчика и девочка). И как fantasy для юношества (отсюда субкультура толкинистов). И как развлекательное чтение для уже подуставших от жизни взрослых. И как источник превращенных мифов для специалистов. И как аллегория Первой мировой войны, в которой Толкин принимал участие (хотя он против такой трактовки протестовал). И на других уровнях. Так что «Хоббит» неисчерпаем!
Путешествие в детство и обратно
— «Хоббита» я прочитала лет в 10. Это была библиотечная потрепанная книжонка с парой-тройкой черно-белых иллюстраций и картой Средиземья на форзаце. А еще это был восторг! - Так вспоминает свою первую встречу с произведениями Толкина психолог, гештальт-терапевт Елена Петрикина. - Для меня «Хоббит» тогда стал книгой про дружбу, про ответственность, смелость и... право бояться. Да, похоже, в нем очень много права бояться, не быть супергероем. Убегать в пещере от своих страхов и теней, затаиваться и все же оставаться «живым», смелым, способным продолжать двигаться вперед. Но больше всего я-маленькая была поражена той смелостью, с которой Бильбо Бэггинс и Балин разговаривают с Торином, вступают с ним в конфронтацию, напоминают о «драконьей болезни» - неодолимой страсти к золоту.
Мне и сейчас кажется, что научиться говорить неприятную правду близким, отказывать друзьям, отстаивать свою точку зрения - это иногда очень страшно и требует большой смелости и уверенности в себе. И теперь, когда у меня самой подрастает сын, я думаю, что это — то важное, про что обязательно надо поговорить с ребенком.
Кстати, в фильме, в котором много энергии и драйва, лично мне не хватило вот этого страха без отваги, но с правом оставаться чуть более слабым, но уникальным и ценным.
— Мне кажется феномен успеха книг Толкина объясняется, прежде всего, двумя вещами, - говорит психолог Анна Забелоцкая. - Фактически он изобрел свою альтернативную сказочную вселенную , описав ее до мельчайших подробностей с ее ландшафтами, обитателями, территориями, законами. - И есть большой соблазн погрузиться туда с головой. Это прекрасный способ уйти от реальности, от обыденной неустроенности и непредсказуемости нашего мира. Думаю, именно это послужило причиной того, что Толкина не только активно и с интересом читали, в него стали играть, жить посредством игры. Появилась целая культура ролевиков.
Есть еще одна причина популярности «Хоббита» и других произведений писателя. В его волшебной цивилизации, населенной необычными созданиями - эльфами, гномами и магами - центральное место отведено совершенно обычным созданиям - хоббитам. Не самые талантливые и не самые красивые, не обладающие ни богатством гномов, ни чарующим обаянием эльфом, ни способностями к магии, но совершенно очевидно, что симпатии автора на их стороне. Именно представителю этого племени было суждено стать Хранителем кольца. Хоббиты больше всего напоминают людей. И это помогает читателям идентифицироваться с персонажами книг. Таким образом, в сознании читателей происходит пересечение двух миров - магического и обыкновенного.
Инструмент для примирения с реальностью
Толкин стал путеводной звездой для целого поколения постсоветских молодых писателей, которые продолжают и развивают созданный им мир в своем литературном творчестве.- сказал корреспонденту «МИР 24» литературовед, литературный критик Лев Аннинский. - Когда широкому кругу наших читателей стали доступны переведенные на русский язык произведения Толкина, молодежь конца XX века буквально кинулась к нему, как к спасению!
Все дело в том, что нынешняя эпоха мало предсказуема. Мы живем в мире, где все ежечасно меняется. Идет поиск совсем новых отправных точек человеческого существования. Если над миром постоянно присутствует угроза мировой войны, которая уничтожит все человечество, то как жить в этом мире? С другой стороны человек плохо примиряется со своей собственной агрессивностью, которая является частью его натуры. Отсюда поиски себя, появление разнообразных фантастических видов спорта, зацеперов и прочих экстремалов. Все это способы самовыражения на грани жизни и смерти.
Одна из моих дочерей, Екатерина, пишет фантастические повести по мотивам эпоса Толкина под псевдонимами Джесс Эвейл и Тэсса Найри. Она говорит, что Толкин развязывает ей руки, позволяет показывать весь психологизм человеческих отношений без оглядки на границы реальности.
Я к этому жанру отношусь довольно сдержанно, предпочитаю нормальную традиционную литературу, в каком бы она ни была в тупике по поводу современного психологического состояния общества. Все равно только она может давать реальные ответы на потребности людей. Тем не менее, я понимаю, что к последователям Толкина нужно относиться всерьез.
Сам Толкин жил в несколько другое время, но все равно уже брезжила смена базисных ценностей общества. Когда он выяснил, что половина человечества схватилась за его пример, и, пользуясь его иносказаниями, пытается осмыслить, что происходит в мире, он скорее всего был удивлен. Не думаю, что он рассчитывал на такой результат. Тем не менее, он дал целую систему приемов, можно сказать, что он выработал инструмент для понимания того, как можно через образы вымышленного мира вернуться к реальности и переосмыслить человеческие отношения как они есть. Через эту отвлекающую реальность можно неожиданно очень ясно взглянуть на наш мир и увидеть новые, скрытые ракурсы.
Татьяна Рублева