Эксперт: Третья мировая начнется тогда, когда мир откажется от ядерного оружия
26 сентября в мире отмечается Международный день борьбы за полную ликвидацию ядерного оружия. Этот относительно молодой праздник был учрежден Организацией Объединенных наций в декабре 2013 года, хотя именно этот вопрос стал главным на первой Генеральной ассамблее организации в 1946 году и до сих пор продолжает активно обсуждаться.
В последние годы вопрос возможного применения ядерного оружия поднимается все чаще, а некоторые государства вопреки всем международным нормам даже активно его испытывают. По случаю Международного дня борьбы за ликвидацию ядерного оружия корреспондент «МИР 24» побеседовала с экспертом-политологом и выяснила, почему отказываться от этого оружия опаснее, чем иметь его в арсенале.
Рассказывает Алексей Валерьевич Фененко, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН:
«По моему мнению, если когда-то государства решат полностью, официально, бесповоротно отказаться от ядерного оружия, последствия будут непоправимыми. В истории мы уже имеем подобный прецедент, когда в 1925 году был подписан Женевский протокол о запрещении использовать химическое оружие в боевых условиях. К чему это привело? К созданию бронетанковых корпусов, которые теперь могли действовать с пехотным прикрытием, и в конечно счете — к началу Второй мировой войны.
В 1939 году войну развязали во многом потому, что мировые лидеры больше не боялись химической угрозы. А если бы запрета на такое оружие не было, тот же Адольф Гитлер или Бенито Муссолини трижды подумали бы, начинать ли ту войну, где может быть применено смертоносное для их армии химическое оружие, или нет.
Но одно дело иметь ядерное оружие, и совсем другое — его применять. То, что в последние годы, например, Северная Корея начала активно поднимать тему своего ядерного потенциала, — в каком-то смысле нормальная реакция на гуманитарные интервенции США.
После Ирака и Сирии история показала, что единственный способ остановить подобные вторжения — продемонстрировать силу собственного вооружения. А в нашу эпоху химического и биологического оружия для устрашения потенциального противника уже недостаточно. Теперь ядерное оружие — единственная гарантия против иностранной военной интервенции, и если, например, по той же Северной Корее будет нанесен удар, она немедленно применит атомное оружие.
Мировое сообщество имеет представления только о философии ядерного оружия, спекуляциях на тему: «А что будет, если…?». Трагедия Хиросимы и Нагасаки — это не испытание ядерного оружия как оружия. В большей степени это была политическая демонстрация.
По моему мнению, ядерные державы в ближайшее десятилетие захотят искусственно создать конфликт «на периферии», чтобы проверить, какова сила атомного потенциала, и сформулировать полноценную стратегию его применения с целями и задачами. Пока опыт японской бомбардировки во время Второй мировой Войны, испытания на Тоцком полигоне и в Неваде убеждают нас, что ограниченное применение ядерного оружия вполне возможно».
Напомним, накануне министр иностранных дел КНДР Ли Ен Хо заявил, что США объявили войну Северной Корее, а также пригрозил сбивать американские стратегические бомбардировщки. Глава Белого дома Дональд Трамп, в свою очередь, выступая на Генеральной ассамблее ООН 19 сентября, назвал президента Северной Кореи Ким Чен Ына «человеком-ракетой», который собрался уничтожить собственный народ. В начале осени Пхеньян провел очередные испытания ядерного оружия.
Подготовила Надежда Сережкина