Социальная сеть «ВКонтакте» представила масштабное исследование российской молодежи, согласно которому более 80% молодых людей боятся надолго остаться без соцсетей. В опросе «Портрет молодежи» участвовали 10 тыс. российских пользователей соцсети в возрасте от 14 до 25 лет, сообщает ТАСС.
Является ли подобная зависимость патологией, вопрос дискуссионный. По мнению многих специалистов, да. О том, что заставляет людей проживать свою жизнь в интернете, вываливая туда все свои чаяния, горести и печали, в интервью обозревателю «МИР 24» рассказал врач-психотерапевт высшей категории А.М. Федорович.
- Александр Михайлович, не секрет, что многие люди сегодня буквально эмигрировали в соцсети, без детального освещения там своей жизнедеятельности не могут прожить и дня. Иногда какое-то виртуальное «палево» всплывает, что называется, ИРЛ (in real life, в реальной жизни) и сильно портит им «карму», но они с упорством идиотов продолжают делать это снова и снова. В чем феномен и мотив?
Вы уже начали отвечать на этот вопрос: это делается не от большого ума. Люди нуждаются в самопрезентации, а где еще заявить о себе? Потом, это тренд. Первые лица многих государств обращаются к своим гражданам через Twitter, чего вы хотите?
Второй момент: это очень легко, не требует от человека никаких усилий и дополнительных трат. Достаточно купить любой фуфлыжный телефон за полторы тысячи рублей, где подключены все сервисы – только ходи и щелкай.
Третье: интернет – это реалия времени, с этим не поспоришь. И уникальность интернета в том, что он умудряется собрать в одну кучу бесконечное пространство и сократить время. Три минуты – и тебя увидело полтора миллиона пользователей.
Но о перспективах, в принципе, не думает никто. Если бы думали, были бы самыми счастливыми обитателями галактики. Но человек устроен так, что учится исключительно на своих ошибках.
- Обама в свое время говорил о том, что, если бы в его молодости был интернет, он бы никогда не стал президентом. Разделяете мнение, что скрытным в наше время выжить проще?
Если бы в свое время его прадедушку не завезли в Америку, он тоже не стал бы президентом. Если бы да кабы! История не терпит сослагательных наклонений. Мне, конечно, трудно давать какие-то рекомендации Обаме, но мне кажется, что он понторез и использует свое положение для продвижения идей, суть которых ему не совсем понятна.
- Он имел в виду, что интернет помнит все, и не стоит вываливать в сети всю свою подноготную.
Сам Обама сообщает посредством соцсетей о себе достаточно, а своим ученикам не рекомендует? Очень педагогично. На самом деле, речь идет не о том, что выкладывать в соцсети, а что нет, а о том, чтобы вести себя нормально в реальной жизни. Но каждому возрастному периоду – свои ошибки. Половина голливудских звезд снималась в порно, не думаю, что они сильно об этом сожалеют.
- Цифра 80% из опроса вас не настораживает? Неужели таково количество зависимых?
Это 80% пользователей соцсетей! Если бы мы спросили у водителей на автостоянке, сколько из них боятся остаться без автомобиля, цифра получилась бы такой же. Мне кажется, это исследование немного притянуто за уши. Хотя вот мы сейчас положим трубку – и оба сядем за компьютер, и вы, и я.
- Часто две реальности – самопрезентация человека в сетях и его настоящая жизнь - друг с другом даже не знакомы. Насколько, на ваш взгляд, людям важна возможность жить в отретушированном мире, представляясь кем-то иным?
Я думаю, здесь задействованы те же механизмы, что и в компьютерных играх. Все мы из детства, и все наши проблемы – оттуда же. Что такое компьютерная игра? Ты получаешь какой-то стартовый образ, и потом, развивая его, можешь сформировать все, что угодно, обзавестись каким-то количеством жизней, спецоружием, подрасти в высоту и вширь. Потом этот игрок, ребенок, плавно переходит в социальную сеть, где, в принципе, все то же самое. Можно набрать себе любой функционал, сделать любую фотографию – например, на фоне модного клуба и машины. Насколько я знаю, некоторые договариваются с охранниками, чтобы их пустили на минутку в клуб для селфи. Это формирование образа, и это очень легко.
Если ты спортсмен, ты должен выдавать какие-то результаты и достижения. Если художник – добиваться выставок, презентаций, то есть впахивать.
- Если ученый, должны быть ссылки на труды в каких-то серьезных СМИ…
Да. А здесь не надо ничего. То есть человек, в принципе, не прилагая никаких усилий, может растиражировать свои прелести, и дальше эта тема зачастую развивается в печальном направлении. Сейчас уже никого не прельщает «вот я, а вот баба моя», «вот это я съел, а вот туда отнес, что съел» и так далее. Сейчас людей интересует другое – снимок на краю вулкана, перед фарами автомобилей, на рельсах и так далее.
- То есть людей нынче привлекает только экстрим?
Снимки или видео, сопровождающиеся описанием некоей опасности – «через 5 минут этого человека не стало», «погибли все, нашли телефон и оттуда вынули эти снимки» - это экшен, то, что вовлекает зрителя, заставляет его переживать яркие эмоции, всплески адреналина.
- Но поскольку адреналинозависимость требует постоянного увеличения доз, дальше и начинается всем известный криминал, с помощью которого пытаются «прославиться» некоторые психически неполноценные индивиды?
Да, и это кошмарные вещи. Адреналиновая зависимость сродни прочим химическим зависимостям. Есть социально приемлемые форматы – альпинизм, дайвинг, мотоцикл, что-то такое, а есть социально осуждаемые формы. Но роликов с сомнительным содержанием, глупостей, сопровождаемых дебильными речами с нецензурной лексикой, все больше, и это подтверждает тенденцию.
Люди смотрят и читают это снова и снова.
- Чем объяснить, что иногда они делают все это под своими реальными именами, не опасаясь негативных последствий? Жажда славы перевешивает соображения здравого смысла?
Здесь речь идет о полоумности, о нездоровых людях, которые находятся в рамках каких-то своих психиатрических ограничений и на потребу публике «лепят горбатого».
Сейчас идет разрушение, поэтому никто не цензурирует интернет. Или вот СМИ: они всегда стояли на охране морали, нравственности – по крайней мере, в Советском Союзе. Это была идеологическая доктрина: СМИ прививали правильное понимание вещей, хороший вкус. А сейчас, когда мальчик берет топорик и пробивает башку училке, все это обсуждают, но на этом все заканчивается. Если бы мы узнали, что этот мальчик сейчас сидит в тюрьме и, условно говоря, ждет исполнения приговора на электрическом стуле (как в Штатах), вот тогда ситуация была бы иной. «Вор должен сидеть в тюрьме». А у нас получается, что мы освещаем эти темы, но продолжения нет. И даже если человек понес наказание, об этом никто не знает – но все знают, сколько лайков он собрал. Так что, на мой взгляд, важно знать о неотвратимости наказания и о том, что любая «безнаказанность» в сети – условна.
Беседовала Юлия Кундухова