В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий усиление уголовного наказания за жестокое обращение с животными вплоть до лишения свободы до трех лет.
«Усиление санкций в проектируемой статье обусловлено тем, что жестокость по отношению к животным причиняет глубокие нравственные страдания большому количеству людей, наносит значительный ущерб общественной морали, и поэтому отнесение этого преступления в действующей статье УК к преступлениям небольшой тяжести нарушает принцип справедливости», – говорится в пояснительной записке к документу.
Согласно законопроекту, жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений или с применением садистских методов, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
То же деяние, совершенное в присутствии малолетнего, или группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо сопряженное с демонстрацией в средствах массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет) – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, или исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
Примечательно, что в пояснительной записке к проекту за деяния, предусмотренные частью первой проектируемой статьи 245 УК, предлагается установить максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, оставив их в категории преступлений небольшой тяжести. А деяния, предусмотренные частью второй указанной статьи, отнести к преступлениям средней тяжести, с наказанием в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет.
Глава Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов в беседе с обозревателем «МИР 24» приветствовал появление этого долгожданного законопроекта, но отметил, что он нуждается в серьезных коррективах.
Применительно к санкциям, за жестокое обращение с животными без отягчающих обстоятельств максимальным наказанием могут быть и три года лишения свободы, отметил глава СПЧ.
В этом плане России не помешал бы американский опыт. Напомним, с января 2016 года жестокое обращение с животными в США относится к тяжким преступлениям. Новая поправка в закон позволила ФБР рассматривать случаи жестокого обращения с животными в категории А – высшей в принятой классификации. К этой категории относят особо тяжкие преступления: убийства и поджоги.
До этого момента ФБР относил случаи жестокого обращения с животными в категорию «Прочие преступления», но кому-то в Бюро, видимо, попались на глаза страшные кадры так называемого «краш-видео», где связанных изолентой собак и кошек насилуют, режут, поджигают горелкой, потом снова режут и насилуют, и этот ад длится до тех пор, пока стонущие окровавленные беззащитные детеныши не умирают в муках «на камеру», с немым вопросом в глазах «за что».
Краш-видео – это бизнес, и именно он создает и «популяризирует» тот страшный тренд, который потом поддерживают идиоты по всему миру, пытаясь «прославиться» в соцсетях. Неудивительно, что в США с этими преступлениями, наконец, решили бороться радикально, переведя их в высшую категорию тяжести. Те, кто принимал решение, видимо, живо представили на месте несчастных животных собственного домашнего любимца.
В итоге Федеральное бюро расследований определило четыре категории для противоправных действий в отношении животных: 1) преступная халатность; 2) истязания и злонамеренное жестокое обращение; 3) жестокое обращение с животными, совершенное группой лиц; 4) насилие сексуального характера над животными. В России нужно нечто аналогичное, уверен Михаил Федотов.
Зоозащитники согласны с тем, что, несмотря на правильные усилия законодателя, предлагаемые меры в отношении живодеров не соответствуют тяжести их преступлений. «Мягко говоря, странный и спорный законопроект. Что же мы получаем? Верхний порог сроков по части первой и части второй статьи 245 УК РФ действительно повышается, в том числе часть 2 уходит в категорию средней тяжести, добавляется такое понятие как, «демонстрация в средствах массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет)». Но вот все остальное вызывает недоумение. Понятия увечье и убийство животных так и не разграничены, соответственно судья волен выдавать сроки, как и раньше. То есть за убийство животного живодер по-прежнему может получить штраф, исправительные работы или условные сроки. Это касается части первой и более отягчающей части второй. На практике мы снова можем получить хабаровских живодерок с 150-ю часами исправительных работ», – отмечает зоозащитник Владимир Раков.
А тем временем в Шахтах Ростовской области маленькой собачке отрезали язык и протащили его сквозь проделанную на шее рану. Вдоволь наглумившись над своей жертвой, изверг отрезал язык под корень и отпустил пса умирать на улице. В Сыктывкаре пьяный живодер зажарил на плите котенка. На Южном Урале живодеры сняли скальп с живой домашней собаки и прокололи трахею. Другой небольшой собаке там же прострели горло, а щенку откромсали уши и хвост. В Смоленске живодеры выбрасывают котят на проезжую часть, живодеры из барнаульского поселка Южный растерзали ежика, а в Москве живодерка транслировала в соцсети жуткие страдания своего котенка.
Достаточно ли за все эти деяния трех лет – вопрос риторический, но в настоящее время, напомним, нет и этого. Хабаровские живодерки получили за свои преступления 150 часов обязательных работ, самарские школьницы-изверги, замучившие котенка до смерти, остались безнаказанными, и так далее. Так что усилия законодателя на пути исправления этой дичайшей ситуации можно только приветствовать.
Юлия Кундухова