Одни считают его волшебником, другие - просто талантливым бизнесменом своего столетия. Созданные им мультипликационные персонажи полюбились нескольким поколениям детей, мультфильмы о приключениях мышонка Микки, олененка Бэмби, утенка Дональда, сказки о Золушке и Белоснежке стали классикой американского семейного кино, а его киностудия за несколько лет выросла в крупнейший конгломерат мировой индустрии развлечений.
5 декабря 1901 года родился Уолт Дисней, автор первого музыкального мультфильма в истории кинематографа. В день рождения легендарного мультипликатора мы вспомнили, как появилась империя «The Walt Disney Company» и почему эти мультики хочется пересматривать снова и снова.
Секрет 1. Это мультики не для детей
А для их родителей – уставших, загруженных заботами и переставших верить в чудеса. И вот почему.
У самого Диснея детство закончилось примерно в 10 лет. В 1906 году семья мальчика переехала на крупную ферму штата Миссури, затем в Канзас-Сити, и юный Уолт Элайас был вынужден найти для себя работу разносчиком газет на почте, чтобы помогать семье деньгами.
В 15 лет его призвали в армию во Францию, где около года Дисней работал водителем санитарной машины Международного Красного Креста. В профессию мульпликатора он пришел очень рано – в 1920 году, когда ему едва исполнилось 19. Лишь много лет спустя, зимой 1940-го, во время вручения ему статуэтки Оскар за лучший короткометражный мультфильм года («Гадкий утенок»), кинорежиссер признался:
Именно поэтому уже взрослый Дисней смог передать в своих мультиках столько сказочных мотивов, которые обожают дети, например, одушевление неживых предметов (чайный сервиз в «Красавице и Чудовище»), преображение монстров и преодоление героями мультиков типичных детских страхов, вроде страха воды, темноты, высоты, диких животных («Король Лев», «Русалочка», «Пароходик Вилли»).
Но буквально на каждом шагу взрослый зритель увидит юмор и намеки, которые ребенок просто не сможет уловить. К примеру, в мультике 1977 года «Спасатели» есть момент, где главные герои мыши Бернард и Бьянка проезжают мимо окна жилого дома и там ярко видна фигура дамы топлесс, которая как ни в чем не бывало переодевается прямо на глазах у зрителей.
Знаменитые птицы грифы из мультика «Книга джунглей» были точь-в-точь срисованы с четверки британских исполнителей из коллектива «The Beatles». Протопипом для диснеевской Русалочки стала американская комедийная актриса Алисса Милано, а Белоснежку срисовывали с известной танцовщицы Марджори Белчел – той приходилось танцевать одни и те же движения по шесть – восемь часов в день в течение трех месяцев для создания правдоподобной пластики персонажа.
Первый коммерчески успешный герой Диснея – мышонок Микки – с 1936 года в большинстве эпизодов стал появляться в белых перчатках с черными линиями на тыльной стороне ладони – такие носили европейские пианисты. Так мультипликаторы подчеркивали творческие наклонности героя и призывали зрителей вернуться к мирной жизни в преддверии войны.
Кроме того, движения, походка и вся пластика Микки Мауса были заимствованы у короля американской комедии Чарли Чаплина, а над озвучкой мышонка и его подруги Минни работали актеры Уэйн Оллвайн и Русси Тейлор, которые в реальности были женаты и прожили вместе 32 года.
Cекрет 2. Эти мультики делают профессионалы
За очень большие деньги. В своей сфере Дисней был первопроходцем, поэтому налаженное им производство мультфильмов примерно до 60-х годов требовало гораздо больших вложений, труда и творческого подхода, чем съемка самого дорогого голливудского кино.
После выхода первого полнометражного анимационного фильма «Белоснежка и семь гномов» в 1937 году Дисней и его творческая группа из 500 человек взялись за создание мультфильма «Пиноккио» по сказке итальянского писателя Карло Коллоди. Весь фильм состоял из полутора миллионов рисунков. Так, при повороте героя из положения фас в профиль аниматоры рисовали от восьми до десяти промежуточных эскизов. Кроме того, Дисней первым применил технику «сжатия и растяжения» персонажей – каждое их действие он предупреждал особым движением, например, вздохом, взмахом руки или приседанием, как это бывает у людей.
Для единственной сцены, где герой пытается убежать от кита, художники Отто Ингландер, Эрл Хард, Тэд Сирс больше месяца изучали повадки и движения настоящих китов. Примерно столько же времени заняло написание главной песни мультфильма «When you wish upon a star» на музыку Ли Харлайна и слова Нэда Вашингтона.
Общую стоимость создания этого мультфильма Дисней оценил в 2,2 млн долларов. Для сравнения, съемка голливудского фильма «Гордость и предубеждение» того же 1940 года с Лоуренсом Оливье и Грир Гарсон стоила в два раза меньше - 1,4 млн долларов.
«Я не создаю фильмы просто, чтобы зарабатывать деньги. Я зарабатываю деньги, чтобы создавать фильмы», – писал Дисней в своем дневнике в 1962 году. Этот принцип он завещал своим наследникам, работавшим над новыми мультфильмами студии «Walt Disney».
Фото: ASSOCIATED PRESS/TASS
Секрет 3. Все мультики связаны друг с другом
В 1940 году Дисней создал анимированный музыкальный спектакль «Фантазия», в сюжет которого ввел сразу нескольких тематических героев из своих предыдущих мультфильмов. В этом мультике зрители впервые поняли глобальную задумку режиссера – он не просто рисовал отдельные эпизоды, но создавал свой сказочный мир, где герои кочуют из фильма в фильм.
Многие зрители не замечают этих отсылок, но достаточно посмотреть три–четыре мультфильма, чтобы понять, что Дисней – это полноценная вселенная, которая живет и в современных лентах анимационной студии.
Легендарный герой раннего мультфильма Диснея – слоненок Дамбо, кстати, тоже лежит в коробке игрушек маленькой Лило. По улицам Парижа в мультфильме «Горбун из Нотр-Дама» как ни в чем не бывало прогуливается, уткнувшись в книжку, принцесса Белль из «Красавицы и чудовища». А чуть позже мы вдруг замечаем, что читает принцесса не просто книжку, а сказку о приключениях Алладина.
Кстати, с 1966 года в мультиках производства студии Дисней перестали появляться любые намеки на сигареты. Дело в том, что зимой этого года мультвселенная потеряла своего основателя и главного идейного вдохновителя - Уолт Дисней умер от рака легких в возрасте 65 лет.
Секрет 4. Герои не только поют и развлекаются
Хотя детям кажется именно так. Все диснеевские мультики ярко раскрашены, они музыкальные, добрые и рассказывают о чудесах. Но взрослый зритель с первого просмотра поймет, что на самом деле рисованные герои решают очень серьезные проблемы и произносят весьма двусмысленные реплики.
В мультике «101 далматинец» рассказывается о проблеме бездомных собак, мультик «Тарзан» и вовсе рисует персонаж мальчишки-хулигана, который провел детство в среде животных и долгое время не может социализироваться. Есть и те мультики, которые были намеренно созданы для взрослой знающей аудитории например, «Тачки». Там любая поломка машины объясняется: у машины «болит шина» или «стучит карбюратор» после того, как она превысила скорость или нечаянно выехала через двойную сплошную.
Секрет 5. Персонажи Диснея живут вне мультфильмов
«Диснейленд никогда не будет завершен. Он будет продолжать расти столько, сколько хватит воображения в мире», – рассказывал Уолт Дисней на открытии первого американсокго «Диснейленда».
В 1953 году для строительства парка развлечений он уговорил 17 американских семей продать ему участок земли в 50 километрах от Лос-Анджелеса. Там он в деталях воссоздал мир мультфильмов и сказок, где было бы одинаково интересно и детям, и взрослым. После открытия калифорнийского парка родилась новая ветка развития бизнеса Диснея – мерчендайзинг, распространение продукции с изображениями любимых героев мульвселенной.
Сейчас «The Walt Disney Company» – это один из крупнейших финансовых конгломераторв в мире развлечений со средним годовым доходом в 177 млрд долларов. Удивительно, но, как часто говорил сам Уолт Дисней, все это было начато одной маленькой черно-белой мышкой.
Надежда Сережкина