100 лет назад в канадском Монреале стартовал первый в истории сезон Национальной хоккейной лиги. С 1927 года главной наградой североамериканского чемпионата стал Кубок Стэнли. На трофее выгравированы имена 27 российских хоккеистов и двух тренеров. «Мир 24» вспомнил, на что шли русские, чтобы играть в НХЛ, как они добивались признания за границей и – позже – примирения с родиной.
Сергей Федоров
Кубок Стэнли: 1997, 1998, 2002
Федоров начал карьеру в команде из Мурманской области «Апатитстрой». Уже в 16 лет он дебютировал в высшей лиге СССР. Хокеист вышел на лед в составе «ЦСКА» под руководством легендарного Виктора Тихонова (тренера клуба и сборной). Попадание в профессиональный клуб, который был основной командой для пополнения «Красной машины», было невероятным везением – несовершеннолетних игроков в профессиональной лиге (даже в клубах ниже рангом) в СССР можно было пересчитать по пальцам.
Руководство клуба «Ред Уингз», как вспоминали позже участники той истории, выделили журналисту 30 тысяч долларов на расходы – то есть на подкупы. Он устроил Константинова в советскую больницу, где у хоккеиста нашли болезнь, несовместимую с профессиональной карьерой. Родные попросили тогда руководство «ЦСКА» согласиться на обследование хоккеиста в США, однако Виктор Тихонов заподозрил неладное. От Константинова потребовали пройти обследование в армейской больнице. Результаты не выявили заболевания, но и не подтвердили его отсутствия. Пока шли врачебные процедуры, журналист узнал о планах отобрать у хоккеиста паспорт в «Шереметьево» на таможне. Хоккеисту, по легенде, сделали поддельные документы, по которым он вылетел в Будапешт, а потом в США.
В НХЛ Константинов зарекомендовал себя как жесткий и агрессивный защитник; среди прозвищ, которые дали ему болельщики: Vladinator (от героя одноименной серии книг и фильмов Джеймса Кэмерона) и Vlad the Impaler (от имени господаря Валахии Влада Цепеша, который любил практиковать сажание на кол, – с колом ассоциировали клюшку защитника).
В 1997 году Владимир Константинов становится обладателем Кубка Стэнли, однако спустя 6 дней попадает в аварию: во взятом на прокате лимузине также находились Вячеслав Фетисов и массажист Сергей Мнацаканов. Спортсмены и медик отмечали победу. Позднее было установлено, что водитель находился под воздействием марихуаны. В следующем году клуб Константинова вновь завоевал Кубок Стэнли, однако хоккеист уже был прикован к инвалидной коляске. Тогда капитан команды Стив Айзерман вместе с командой передали кубок бывшему советскому хоккеисту.
Вместе с Константиновым они совершили круг почета. Позже, в виде исключения, на Кубке Стэнли было выгравировано имя Владимира Константинова.
16-й номер, под которым играл Константинов, и сейчас используется в команде. Но в знак уважения к «русской легенде» ни один игрок не надевает майку под этим номером.
Алексей Синяков