28 декабря во всем мире отмечают Международный день кино. С ним поздравляют актеров и просто киноманов, но совершенно особенно относятся к этому дню те, кто остается по ту сторону экрана, чьи имена в титрах мы обычно не запоминаем - операторы, продюсеры, режиссеры, сценаристы. А ведь именно они создают на экране ту самую магию, за которую мы любим кинематограф.
В честь Дня кино мы поговорили с продюсером документального кино Наталией Цветковой, выпускницей Американской киноакадемии в Калифорнии. В интервью корреспонденту «МИР 24» она рассказала о том, как устроиться на работу в Голливуде, любят ли американцы русское кино, в чем секрет успеха голливудских лент и действительно ли работа на «фабрике грез» гарантирует успешную карьеру в киноиндустрии.
Переезд в Америку: испытано на себе
Когда ты приехала в Лос-Анджелес и почему выбрала для обучения именно этот город?
Я уехала, когда мне только исполнилось 22 года.
По поводу Америки у меня не было иллюзий, не было «голубой мечты» и плана по покорению Голливуда. Я просто выиграла грант в киноакадемию и понимала, что подобного опыта работы больше не получу нигде...
Первое время постоянно хотелось домой: я скучала по Москве, театральным премьерам, любимым местам, людям, с которыми раньше нас разделял только Старый Арбат. Тоску наводила не только ностальгия. По сравнению с нашими университетами дисциплина в Киноакадемии казалось просто армейской.
Фотография из личного архива героя photo / style Daria Shkolnikova, Megan Longmeyer
Был ли такой момент, когда хотелось все бросить и вернуться домой?
Я почти сразу возненавидела Лос-Анджелес и постоянно чувствовала себя виноватой за то, что мне так не полюбился этого город. Его же любят все, а я нет. Разумеется, я стала подозревать, что со мной что-то не так.
Зимой 2016 года я поняла, что больше так не могу и собралась улетать в Москву. В это время ко мне пришла в гости моя подруга, режиссер из Палестины Фида Кишта. Она выслушала мои доводы и сказала, что если я улечу, без моей поддержки она не сможет снять свой полнометражный фильм. Я знала, насколько это важный для не проект и осталась. Творческим людям особенно нужно, чтобы рядом был кто-то близкий.
Есть ли такие вещи, которые ты до сих пор возишь с собой в чемодане, когда летишь из Москвы в Лос-Анджелес?
Ничего из бытовых вещей я не кладу в чемодан, а всю свою библиотеку русской классики привезла еще в самом начале жизни в Америке. Вообще я очень сентиментальная и вожу с собой обычно какие-то маленькие памятные вещицы, которые для других людей не представляют никакой ценности, например, карточку от номера на фестивале «Кинотавр».
Когда живешь на два города, привыкаешь летать с пустым чемоданом – и там, и там все свое.
Жизнь без резюме: о трудоустройстве за рубежом
Как за рубежом устроиться на работу мечты? Какие профессиональные качества больше всего ценят американцы?
В Америке 70% успеха в любом деле – это грамотное налаживание связей и знакомств – то, что американцы называют «нетворкингом». Все эти истории о том, что ты никогда не знаешь, с кем разгорвариваешь в очереди за кофе, когда вышел из дома в пижаме, – это не байки.
В прошлом ноябре я так познакомилась с продюсером Линой Ядав, а через неделю уже летела в Сиэтл работать над ее шоу Last Week. Проекты часто приходят от знакомых из команды на предыдущем проекте или просто по рекомендации. Долгое время я вообще работала без резюме.
Какие мифы о русских тебе приходилось развенчивать за время твоей работы в США?
Есть ощущение, что некоторые мои друзья до знакомства со мной думали, что русские девушки большую часть времени сидят у окна в кокошнике, ждут своего суженого и украдкой поглядывают на бутылку водки, которая обязательно стоит на столе. Очень люблю знакомить своих американских друзей с моими подругами, которые к 23 годам успевают получить образование, попутешествовать, снять кино и получить несколько фестивальных наград.
Как за рубежом воспринимают российское кино?
На показе фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева на фестивале American Film Institute рядом со мной сидела американка со своим приятелем.
Чтобы и в самом деле понять, о чем Россия, иностранцам я советую смотреть «Семнадцать мгновений весны». Еще хочу в ближайшее время показать своим друзьям фильм «Заложники» Резо Гигинеишвили (прим. режиссер фильмов «Жара», «Обитаемый остров», продюсер фильма «Любовь с акцентом»). В этом фильме он достойно, без морализаторства и нравоучений, рассказывает об истории, которая понятна всем вне зависимости от национальности,
Особенности национального кино
Почему кино, сделанное в Голливуде, оказывается в большинстве случаев более успешным, чем, к примеру, наше?
Что касается самого производства, то главный козырь голливудских компаний – просчет всех затрат на проект заранее с закладыванием минимум 5% от его стоимости на перерасходы. В Голливуде работают без всяких «авось». На риск идут, но крайне редко, тщательно все обдумав.
Не менее важный фактор – это тщательная подготовка и эффективность каждого члена съемочной группы. Это, конечно, вопрос дисциплины, но в большом американском кино на съемочной площадке каждый человек точно знает свое место, свои обязанности и четко их исполняют, уважая свое и чужое время. Актеры просто так не подойдут и не будут выбирать для себя реквизит, а один человек не будет всю смену выставляь свет на площадке.
Ты много работаешь с актерами, в том числе – голливудскими звездами. С кем работать и общаться сложнее: с профессионалами или «дилетантами» сферы?
На последних трех проектах я работала с Эриком Робертсом, причем все три проекта были малобюджетными. Он большой профессионал, у которого нет никаких голливудских капризов. Впрочем, как и у Дизастера, который до недавнего времени не имел к кино никакого отношения.
Он успел прошуметь в России как рэпер после баттла с Оксимироном. Мы с ним легко сдружились на съемках одной российской рекламы, и я очень рада его успешному дебюту в фильме рэпера Эминема «Ненасыщенный».
Что из больших проектов сейчас готовится к выходу, о чем будут говорить в 2018 году?
Сейчас я работаю с режисером Марией Скобелевой и актрисой Клариссой Барской. Мы заканчиваем работу над документальным фильмом об особенных и сильных женщинах монастыря Санта-Барбара в Калифорнии и приступаем в пре-продакшн Машиного первого полнометражного фильма. Первые инвестиции уже получили после подписания контракта в ноябре. Снимать планируем на Бали уже в следующем году.