Во главе угла – цифровизация: как Россия избавлялась от бюрократии
Главное предстоящее политическое событие в России – это, конечно, выборы 18 марта. Список претендентов на президентский пост на этой неделе сократился до 14 человек. По данным опроса «ФОМнибус», если бы выборы проходили в это воскресенье, второго тура не понадобилось. За самовыдвиженца Владимира Путина готовы голосовать 67% опрошенных. За второе место борьбу ведут бизнесмен Павел Грудинин, который идет от КПРФ, и лидер ЛДПР Владимир Жириновский. У обоих по 6%. Опрос «ФОМнибус» проведен 20-21 января, опрошено три тысячи респондентов в 207 населенных пунктах.
Эти выборы в России проходят под лозунгом «Голосовать удобно». Больше нет необходимости получать открепительное удостоверение, если живешь не по месту прописки. Оно отменено. Достаточно заранее подать заявление в МФЦ рядом с домом или на портале «Госуслуги». Еще один вариант – в избирательной комиссии. В Центризбиркоме подсчитали, что без бюрократических проволочек смогут проголосовать 15 миллионов россиян.
Еще 15 лет назад рядовая паспорстика обычного ЖЭКа вела себя как неприступная королева. Власть существовала исключительно для себя. Люди все время мешали ее «важной» работе. Прошло время, всего 15 лет, в их жизни поменялось не все, но очень многое. «Я работаю на «предприятии», которое оказывает услуги населению». Эти слова Владимир Путин произнес, когда пришел в Кремль. Для чиновников это означало одно: бюрократии объявлена бескомпромиссная война, ведь проволочки ведут страну в никуда.
Золотое время вседозволенности чиновников – лихие 90-е. Получить талон на прием к врачу или справку из ЖЭКа – суровое испытание. Оплатить налоги или штраф означает пройти круги ада. А в начале 90-х самое страшное – это ОВИР (Отдел виз и регистрации). Занять очередь можно было ночью и остаться на несколько суток.
Мытарства тогда были нормой: получить талоны на молочную кухню – в лучшем случае неделя, оформить жилье в собственность – не управиться за полгода. Каждый раз горы бумаг, стояния в очередях и десятки инстанций. И все по кругу. Кабинет чиновника превратился в неприступную крепость, которую приходилось брать штурмом. Синонимом слова «госслужащий» стало «бюрократ».
Родная сестра бюрократии – коррупция. Ускорить процесс получения справки помогала взятка. И чем толще становился карман чиновника, тем быстрее росла дыра в бюджете. Такая система превратилась в государственный механизм.
«Мы совсем недавно помогали человеку, завели его в кабинет и при мне говорят: «Сколько ему нужно дать?». Я говорю: «Вы знаете, нисколько, это его прямая обязанность». Понимаете, у нас в ментальности, что чиновнику, неважно, какого ранга, который справки выдает, за ускорение от шоколадки до чего-то там нужно занести. А сейчас за это сажают», – подчеркнула зампредседателя Госдумы РФ, сопредседатель ОНФ Ольга Тимофеева.
Сажают, штрафуют и увольняют. Каждый чиновник обязан знать, в чем заключается его главная задача.
То есть власть должна быть удобной для народа, а не наоборот. То есть меньше кабинетов, меньше бумаг и очередей. В ГИБДД сегодня электронная запись. Узнать, как обстоят дела с налогами, можно на сайте, где работает личный кабинет. И даже оценки своего ребенка в школе или университете можно проверить, не выходя из дома – есть электронный дневник. 15 лет назад многие бы подумали, что такого не бывает.
«98% услуг у нас предоставляется независимо от места регистрации, по месту жительства. Это наиболее удобно. У нас всего три услуги, которые предоставляются с привязкой к месту регистрации. Это услуги МВД: регистрация по месту пребывания, постановка на миграционный учет иностранных граждан и оформление приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства», – пояснила Реймер.
Еще недавно собрать все документы на младенца, например, означало проверить свои нервы на прочность: посетить 19 инстанций, написать столько же заявлений. Сегодня все иначе.
Омоложение госаппарата – тоже способ борьбы с бюрократией. Приходят чиновники с другим мышлением. Губернатор Новгородской области Андрей Никитин – из таких. Чтобы договориться с ним об интервью, достаточно одного звонка. Никаких запросов и ожиданий, меньше бумаг – больше дела.
«Я столкнулся с тем, что обращения граждан по проблемным вопросам в существующем бумажном документообороте месяц идут по почте, потом месяц на ответ, и гражданин получает ответ, который не всегда его устраивает. Это занимает много времени, а проблему надо решать быстрее. И когда я начал работать, я принял решение сам подписывать все ответы, и порой не понимал, что мои подчиненные написали, в чем суть ответа. Три страницы текста со ссылками на законы без какой-то конкретики», – сказал Никитин.
Никитину всего 38 лет, но опыт уже солидный. За плечами – шесть лет руководства Агентством стратегических инициатив, которое создано по указу Путина. АСИ разрабатывает программы для конкретных регионов. В том числе дает рекомендации, как избавиться от лишнего документооборота. Решать вопросы в итоге получается легко и быстро. На согласование строительства дома в пять этажей когда-то уходило два года, сегодня – всего два месяца. Во главе угла – цифровизация. По такой же схеме губернатор Никитин работает с людьми: вместо кипы бумаг – смартфон.
Люди уже привыкли получать услуги по интернету или в МФЦ, которые в пешей доступности. Причем универсальность этих центров стала настолько обыденным явлением, что в Москве попытались зарегистрировать брак между геями. Сама попытка показательна.
Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.