Великий пост: зачем соблюдать и откуда он взялся
Сегодня у всех православных верующих начинается Великий пост. Известно, что это самый продолжительный и строгий пост церковного года. Но только тот, кто его искренне соблюдает, знает, что это не только время добровольных самоограничений, но и время важных открытий о самом сокровенном: о себе самом и своем месте среди людей. Время, когда открываются новые истины и новые пути развития.
Великий пост в этом году начинается 11 марта и закончится 27 апреля празднованием Пасхи – самого радостного и самого главного из всех православных праздников.
В это время положено отказаться от всей скоромной пищи – то есть, от мяса, молочных продуктов и яиц. «Строгий пост во все времена предполагал ограничения в пище, воздержание от развлечений и супружеских отношений, а также особые усилия в молитве и милостыне – например, употребляя более дешевую постную пищу, сэкономленное верующие жертвовали неимущим», – рассказал в интервью «МИР 24» священник, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Георгий Кочетков.
Разрешены все продукты растительного происхождения: фрукты, овощи и корнеплоды, грибы, каши на воде. Допускаются также морепродукты. Послабления в пост (например, рыба и молочные продукты) разрешены тем, кто занят на тяжелых физических работах, а также больным, путешествующим, маленьким детям, беременным и кормящим женщинам.
Зачем его соблюдать и откуда он взялся
«Важно помнить, что пост – это не диета и не просто какое-то индивидуальное очищение и самосовершенствование, – говорит священник Георгий Кочетков. – Воздержание должно быть не от мяса или не от какой-либо другой вредной пищи. Такой подход сам Христос осудил в Евангелии, сказав, что пища не может осквернить человека, но оскверняют его, то есть, делают неспособным к общению с Богом, дурные поступки, недостойное отношение к другому человеку, злые мысли и слова».
Но чтобы у них хватало сил на такое собранное, внимательное отношение к своей духовной жизни, им помогала вся община, говорит Маргарита Шилкина. «Потому что воцерковление человека никогда не было индивидуальным делом. И община брала на себя особые задания – не только связанные с ограничениями в пище и в брачных отношениях. Прежде всего, нужна была усиленная молитва, и дела, которые помогали свидетельствовать о Христе окружающим. Поэтому пост – это особые усилия ради Бога, это защита церкви, общины, человека от духов злобы – от зависти, ненависти, ревности – от всего того, что мешает человеку очистить свое сердце, чтобы с радостью и вдохновением встретить Пасху», – утверждает Шилкина.
Что делать и чего не делать в пост
Какую же внутреннюю работу должен совершить человек за время Великого поста, чтобы изменить себя?
«Смысл поста – в освобождении от того, что может порабощать человека, опустошать, зацикливать на себе, отвлекая его внимание от главного – служения Богу и помощи ближнему. Конечно, постом надо ограничивать и развлечения, и особенно – пребывание в социальных сетях, виртуальном пространстве, во всём, что связано с вредными привычками, зависимостями и грехами. Но никто не говорит, что в пост нельзя, например, праздновать день рождения. Просто делать это нужно скромнее и сдержаннее», – говорит священник.
Часто у тех, кто постится, возникают вопросы, связанные с тем, как им вести себя с непостящимися друзьями и коллегами, как не выставлять свой пост напоказ. Например, нужно ли поститься в гостях, нужно ли, принимая не постящихся гостей, готовить им скоромное? Нужно ли вообще сообщать окружающим, что ты постишься?
«Я бы сказал, что всегда нужно оставаться человеком, живым и верным, – говорит специалист по русскому богословию XIX-XX века, первый проректор СФИ Дмитрий Сергеевич Гасак. – В посте, как и в других духовных усилиях, в молитве, например, нет ничего стыдного. Не нужно навязывать веру, но не стоит и прятать ее. Пост и гостеприимство не исключают закона уважения людей друг ко другу. Поэтому, если вы приглашаете постящихся, позаботьтесь о них. Если вы в гостях, то также проявите уважение к хозяевам, не изменяя и самим себе. Некогда князь Владимир Федорович Одоевский пригласил на обед другого русского дворянина, известного славянофила Алексея Степановича Хомякова. И тот ответил отказом, весьма почтительным, конечно, объяснив его как раз постом, который тогда держал. Так что наша история имеет богатейший опыт общения и хранения духовных и культурных традиций».
Кроме того, очень важны добрые дела. Пост – самое время вспомнить о том, какую пользу каждый из нас может принести своим родителям или детям, чем он может помочь нуждающимся, одиноким и пожилым. Дела милосердия, особенно те, что сделаны бескорыстно чужому человеку, способны зажечь и по-настоящему вдохновить.