on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

Коллонтай, Цеткин, Люксембург: кем были знаменитые иконы феминизма

07/03/2018 — 12:22
Коллонтай, Цеткин, Люксембург: кем были знаменитые иконы феминизма
Фото: ТАСС
Коллонтай, Цеткин, Люксембург: кем были знаменитые иконы феминизма
Фото: ТАСС
Коллонтай, Цеткин, Люксембург: кем были знаменитые иконы феминизма
Фото: ТАСС

Александру Коллонтай считают первой феминисткой в СССР и называют «валькирией революции». Споры о ее личности  не утихают до сих пор. Известно, что в кружок Коллонтай входили также Клара Цеткин и Роза Люксембург. За что боролись эти женщины? Почему авторство знаменитой теории «стакана воды» сегодня подвергают сомнению? Как зарождалась история женского движения и что такое «крылья Эроса»? Об этом и о многом другом в программе «Секретные материалы» на телеканале «МИР».

Крылатый эрос, выпущенный в жизнь с легкой руки, «валькирии революции» Александры Коллонтай, продолжает парить над миром, выбирая себе новых жертв. Периодически он пикирует даже на самых могущественных людей мира. Так, президент США Дональд Трамп получил несколько стрел от проказливого Амура. Недавно его вновь обвинили в сексуальной связи с молоденькой порно-актрисой, причем произошло это в то время, когда он уже был женат на красотке Мелании Трамп. Говорят, что в семействе Трампов назрел крупный скандал. Во всяком случае, Меланья уже несколько раз публично отказывалась от совместных мероприятий, в которых она должна была участвовать как «первая леди».

Сразу после Октябрьской социалистической революции 1917 года в России началась и первая в мире сексуальная революция. Крылатый эрос парил над разрушенной страной, охваченной пожаром Гражданской войны. Именно в это бурное время родилась знаменитая теория «стакана воды», гласившая, что отдаться товарищу по партии так же просто, как и выпить стакан воды.

«Александра Коллонтай была автором многочисленных статей, одна из которых называлась «Свобода крылатому Эросу». Не знаю, можно ли приписать ей эту теорию или все-таки у нее было несколько авторов. Теория связана с тем, что не нужно пренебрегать значением физиологического фактора между мужчинами и женщинами», – говорит доктор исторических наук Владимир Фортунатов.

Точно неизвестно, кому из революционных феминисток принадлежит эта теория. Называют и Инессу Арманд, возлюбленную вождя мирового пролетариата Владимира Ленина, и неистовую Ларису Рейснер, и самую сексуальную революционерку Александру Коллонтай, а также зарубежных лидеров феминистского движения Клару Цеткин и дикую Розу Люксембург.

Считается, что именно Кларе Цеткин мы обязаны появлением праздника Международного женского дня. Почему именно 8 марта стало таким праздником? Существуют несколько версий, привязанных к различным выступлениям женщин за свои права.

«В 1910 году в Копенгагене проходил съезд революционерок, на котором выступила Клара Цеткин. Она сказала, что нужно праздновать Международный женский день и провозгласила борьбу женщин за свободу. Работницы ткацких фабрик вышли на улицы праздновать этот день», – рассказал писатель Алексей Мясников.

Другие версии гласят, что Клара Цеткин неожиданно вспомнила о своих еврейских корнях и решила приурочить 8 марта к еврейскому празднику Пурим. Он отмечается в честь спасения евреев от казней в Персидском царстве, когда красавица Эсфирь разрушила козни советника царя Омана, замыслившего истребить всех евреев. Есть и другие, не менее экзотические версии.

«Как известно, в Европе существовало право первой брачной ночи. Клара Цеткин знала историю о феодале, который лишил невинности семь девушек. Восьмая девушка взяла и убила этого плохого человека, а затем убежала со своим мужем. Всех этих девушек звали Мартами. Восьмая Марта оказалась символом борьбы за свои права и против несправедливости», – заявил Фортунатов.

Еще одной зарубежной приверженицей крылатого Эроса и свободы в отношениях была заклятая подруга «дикой Клары», как ее называли за неуемную энергию, Роза Люксембург. Роза была некрасивой, худосочной и притом хромоножкой, но это нисколько не мешало ей жить полной жизнью. Она посвятила себя делу революции в Германии, за что неоднократно сидела в тюрьмах. Помимо борьбы за женское равноправие, Роза не оставалась равнодушной и к плотским утехам.

«Клара Цеткин завела себе любовника на 18 лет моложе нее. А любовником Люксембург был сын Цеткин. Он тоже был на 18 лет ее моложе. В доме Цеткин часто останавливался Ленин, когда жил в эмиграции и перебивался с воды на хлеб», – рассказал Мясников.

Роза Люксембург была застрелена вместе с другим революционером Карлом Либкнехтом во время выступления спартаковцев в Германии в 1919 году. «Дикая Клара» прожила долгую жизнь. Она эмигрировала в СССР, и после смерти в 1933 году была похоронена у Кремлевской стены. Стареющая коммунистка Клара Цеткин на встречах с женщинами обсуждала не победу трудящихся над мировым империализмом, а вопросы пола и брака. Она раздавала брошюры с популярным изложением теории Фрейда, затрагивала вопросы пола.

«Цеткин, Люксембург, Коллонтай и Арманд составили ядро пролетарского женского движения. На Западе их до сих пор считают настоящими феминистками. Не только потому, что освободили женщину для работы, а потому, что дали возможность проявить новые чувства», – считает доктор исторических наук Наталья Цветкова.

Александра Коллонтай, урожденная Домонтович, была генеральской дочкой, получившей домашнее образование. Уже в юности благодаря своей красоте и темпераменту она сводила с ума множество мужчин. Шурочка отвергла ухаживания личного адъютанта Александра III генерала Тутомлинова и вышла замуж за бедного офицера Владимира Коллонтая. Но брак продержался недолго. Она писала о близости с мужем как об отбывании воинской повинности. Александра Коллонтай не хотела жить как все, она искала свободы.

«В ее семье, помимо мужа, была подруга детства Зоя. После смерти Коллонтай она ухаживала за ее сыном Михаилом. Коллонтай никогда не была удовлетворена браком. Она всегда говорила, что это клетка. То есть феминистские идеи не просто так появились в ее голове», – пояснила Цветкова.

Коллонтай полностью отдалась революционному переустройству общества. Она знакомится со всеми лидерами рабочего и социалистического движения, многие из них становились ее любовниками. Она много пишет, пытаясь создать новый тип отношений между мужчиной и женщиной. Ее работы потрясли мир. Она становится непризнанным лидером женского движения.

«В начале XX века она стала выступать против буржуазных феминисток, которых она называла «равноправками». Она говорила, что они борются за равноправие с мужчинами, а надо бороться за равноправие в любви», – пояснила Цветкова.

После революции 1917 года Коллонтай становится первой в мире женщиной-министром в правительстве большевиков. Официальная первая леди советской России Надежда Крупская на роль секс-символа новой эпохи мало подходила, поэтому эту роль взяла на себя красавица Коллонтай.

«Для классовых задач пролетариата совершенно безразлично, принимает ли любовь форму длительного и оформленного союза или выражается в виде проходящей связи», – пишет она.  В своих работах «Новая мораль и рабочий класс» и «Дорогу крылатому Эросу!» она пытается показать истинно свободную женщину, ее полное равноправие с мужчиной в вопросах морали и пола.

«Она издает работу «Новая женщина», где излагает идеи, которые позже реализует советское правительство. Коллонтай, ссылаясь на Фрейда, пишет, что брак не может быть вечным, потому что психика человека меняется. Если мы привязываем себя к одному человеку, мы предаем душу, подчиняем себя. Так как подчинение противоречит социализму, брак должен быть расторжимым. Идея о разводе – первая, которую она кидает в женское движение. И, конечно, она выступает против Бога и заключения брака в церкви», – рассказала Цветкова.

В разгар перестройки идеи свободного секса тоже охватили все советское общество. Свобода в морали, в распутстве в отношениях мужчины и женщины стали проповедоваться, как нечто новое. Раскуси запретный плод, и ты станешь свободным. Долгое время нас убеждали, что в СССР секса нет! И когда были сняты все запреты, страна погрузилась в половой хаос.

«Было решено, что норма – это когда ты можешь все, готов на все и от всего получаешь удовольствие. Если ты его не получаешь, значит с тобой что-то не так», – сказала системный психолог Оксана Бородянская.

Ленин, обычно поддерживавший Коллонтай в ее феминистских начинаниях, пришел в негодование: «Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, края которого захватаны десятком губ?».

«Тогда уже стали говорить, что если ты комсомолка или комсомолец, то не можешь говорить «люблю» или «не люблю», то есть идти за своими чувствами, не можешь ревновать и говорить «это моя женщина» или «мой мужчина». Это не по-комсомольски, а по-мещански», – заявила Бородянская.

Все это уже было в 20-е годы прошлого века, когда комсомольцы обсуждали теорию «стакана воды». Кстати, Клара Цеткин, феминистка со стажем, с ужасом наблюдала развернувшуюся вакханалию. Она писала: «От этой теории «стакана воды» наша молодежь прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек». Кстати, идеи русской сексуальной революции ожили в революционной Кубе, где отношение к сексу было таким же простым, как в России 20-х годов.

Надо сказать, что теория свободной любви, которую так настойчиво проповедовала валькирия революции Александра Коллонтай, для нее самой закончилась трагически. Она без памяти влюбилась в буревестника революции, председателя Центробалта Павла Дыбенко. Он был моложе ее на 17 лет. Пара заключила первый советский брак, их роман обсуждала вся страна. Неистовая Коллонтай впервые узнала муки ревности, когда Дыбенко завел шашни с молоденькой.

Но как бы ни складывалась личная жизнь Коллонтай, ее идеи раскрепощенного Эроса и свободной женщины подхватили во всем мире. Ее статьи, посвященные женскому вопросу, переводились на многие языки мира. Англичане избрали ее почетным доктором психологии, американские феминистки сделали из нее святую.

«Коллонтай в 20-е годы сняла с американских женщин корсет. В то время в США построили дороги, стали ездить на машинах. А женщины закурили, разделись, стали голосовать», – сказала Цветкова.

Статьи Коллонтай, вроде знаменитой «Дорогу крылатому Эросу!», воспевали свободу и равенство полов, и на долгие годы ее имя стало символом свободной любви. В 50-е годы прошлого столетия феминистские организации даже выдвинули ее на Нобелевскую премию, но скандальная репутация и многочисленные любовные похождения испугали устроителей Нобелевского комитета.

Сегодня теоретические работы Коллонтай о положении женщин и свободной любви стали нормой жизни во многих западных странах. Там женщины стали полностью равноправными с мужчинами. Ушло в прошлое и понятие брака и полноценной семьи, их заменили партнерские отношения.  А во многих странах, таких как Швеция или Дания, пошли еще дальше – вообще отменили понятие пола. Не знаю, как бы отнеслась к этому сама проповедница «крылатого Эроса», но думаю, что без особого восторга. Любовь пока что никто не смог отменить.

Смотрите программу «Секретные материалы» на телеканале «МИР» по вторникам в 16:15.

Последние новости

    Поделиться:

    Последние новости