12 апреля все православные верующие отметят двунадесятый праздник Вербное воскресенье, или, по-другому, Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье празднуется ровно за неделю до Пасхи и предваряет Страстную неделю, когда православные верующие вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса Христа.
По традиции, в этот день всегда освящали веточки вербы, но в условиях карантина делать это не рекомендуется. Как быть с вербой и традициями подготовки к Пасхе в целом, рассказал в интервью «МИР 24» первый проректор Свято-Филаретовского института Дмитрий Гасак.
«Я думаю, что надо просто выглянуть в окно, выйти на балкон, полюбоваться на эти вербы и другие растения и возблагодарить Господа Бога. Наступает весна, и возвращается красота, природа оживает. Я думаю, что это будет вполне достойно Вербного воскресенья», – сказал богослов.
Сейчас для православных наступают страстные и пасхальные дни. «Конечно, трудно себе представить это время без храма, без богослужения, без того, чтобы собраться вместе на молитву, без крестного хода. Но что теперь делать? Мы должны в церкви отвечать друг за друга, и, если кто-то не боится инфекции и болезни, он должен думать прежде всего не о себе, а о других», – говорит Дмитрий Гасак.
По словам богослова, иногда жалко, что в условиях карантина не хватает заботливого, прямого открытого пастырского слова. Можно только сожалеть, что далеко не все священники таким образом общаются с народом, в том числе посредством всех тех возможностей, которые сейчас есть. Ведь коммуникационные технологии позволяют обратиться к каждому человеку индивидуально. «Но важнее, что сейчас испытывается церковное самосознание, церковная солидарность», – говорит Дмитрий Гасак.
Фото: ТАСС
Что мы празднуем в этот день
О том, какие главные идеи несет нам Вербное воскресение, рассказал в интервью «МИР 24» ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, богослов, священник Георгий Кочетков.
«Этот день напоминает нам о главном событии в истории человечества – о победе Христа над смертью, над царящими на земле грехом, разделением, страхом. То есть над всем, что держит людей в рабстве», – говорит он.
О том, как Господь вошел в Иерусалим, рассказывают все четыре евангелиста. В этот день Иисус, исполняя в точности древнее пророчество о Мессии, въехал в город на молодом ослике, при ликовании народа, окруженный друзьями, учениками и почитателями. Народ, узнав о его приезде, встречал его, как встречали в то время царей и победителей: с пальмовыми ветвями в руках, расстилая перед ним свои одежды. «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, царь Израилев», – восклицала толпа. «Народ готов был признать Иисуса земным царем. Находясь под римским игом, израильтяне ждали от чудотворца политического освобождения. В то время как Христос нес им совсем другое: Царствие небесное, избавление от грехов через его крестный подвиг», – рассказывает священник.
С духовной точки зрения, Иерусалим символизирует собой душу человеческую, а вход Господа в Иерусалим – его вхождение в нашу душу.
«Этот вход знаменует приход царя и победителя над всем, что держит людей в рабстве: над злом, смертью, царящими на земле грехом, разделением, насилием, страхом, – поясняет священнослужитель. – Да, мир не мог еще его принять, узнавания хватило только на краткую встречу. Но сама эта встреча сохраняется в нашей памяти. И от нас зависит, как мы живем после нее дальше».
Почему оно вербное и при чем тут ослик
По словам отца Георгия, указанием на то, какое именно царство несет Христос, был ослик – символ мира, о котором говорилось в древнем предсказании, в противоположность коню, на котором въезжал бы царь земной. К слову, многие современники, даже узнававшие в Иисусе Мессию, предполагали, что он пришел, чтобы захватить политическую власть путем вооруженного восстания и освободить Израиль, который находился на тот момент под римской оккупацией.
Согласно евангельскому описанию, люди, радостно встречавшие Христа, который за несколько дней до своей казни въезжал в город, приветствовали его пальмовыми ветвями. А поскольку на Руси пальму встретишь не часто, то в русской традиции ее заменили веточки вербы, поэтому и Вербное воскресенье. А в англоязычной традиции Вход Господень в Иерусалим по-прежнему называется Palm Sunday – «Пальмовое воскресенье».
В праздник Входа в Иерусалим положено некоторое послабление в посте: разрешается рыба и морепродукты. Только те, кто постится, знают, как это много и как утешительно – посреди строгого поста позволить себе простые удовольствия. Но после захода солнца наступает время самой строгой, Страстной седмицы, и все послабления заканчиваются. Начиная с воскресного вечера, в течение всей Страстной недели важно прожить и прочувствовать воспоминания о том последнем земном пути, который совершил Иисус Христос, говорит отец Георгий.