Третий – не лишний? Зачем вводить любовников в семью
Несмотря на активную пропаганду семейных ценностей в СМИ, в мире существует немало противников традиционных укладов, стремящихся «расширить горизонты» и как-то разнообразить свою супружескую жизнь. Причем если в некоторых конфессиях многоженство допускается официально, при соблюдении прав и законных интересов всех сторон (т.е. является веками устоявшейся традицией, учитывающей все религиозные, психологические и юридические нюансы), то светские люди решают эти вопросы в частном порядке, кто во что горазд. И варианты здесь порой встречаются самые экзотические.
«Дедовский способ» – тайная вторая семья или адюльтер – многим кажется устаревшим и неэффективным. Печальные последствия таких метаний были наглядно проиллюстрированы еще в знаменитом советском фильме «Осенний марафон», главный герой которого разрывается на два фронта и тем самым заставляет страдать всех.
Некоторые «прогрессивные» пары в этом смысле идут дальше, официально вводя третьего в круг семьи. Рассуждают они так: «мы же цивилизованные люди, зачем нам жить во лжи и бить друг другу морды, если можно договориться и решить все культурно?»
Кстати, мужьям-тиранам, предлагающим такую модель отношений в качестве безальтернативной своим несогласным женам, всегда стоит иметь в виду подобные расклады. Может получиться так, что жена, пораскинув мозгами, придет к выводу о том, что жить с любовницей мужа ей гораздо приятнее.
Могут быть и прочие комбинации – не являющиеся патологией, поясняет известный психиатр-криминалист, доктор медицинских наук, профессор Михаил Виноградов.
Дискуссия на эту тему началась много лет назад в Европе, в итоге за взрослыми гражданами признали право на личную позицию в семейных вопросах, по принципу «не устраивает – разводитесь, устраивает – живите», напомнил он. С точки зрения советской и российской морали такие отношения, конечно, нормой не являются, но и считать это каким-то психиатрическим отклонением тоже нельзя.
А вот вопрос о том, насколько такие затейливые семейные союзы долговечны и постоянны – или третий, по определению, может быть лишь деструктивным и разрушительным элементом, сугубо индивидуален. Далеко не все приходят в чужую семью с целью «отжать территорию» у конкурента, и далеко не всегда тройной союз выливается в жесткую конкурентную борьбу, отмечает эксперт.
Причем очень часто инициатором появления в семье «второго мужа» выступают и женщины, говорит Михаил Виноградов. Законный муж, которому предложено либо терпеть, либо собираться с вещами на выход, переживает эту ситуацию тяжелее, чем женщина, которой предложена «младшая партнерша». «Принято считать, что мужчины более свободны по отношению к браку, чем женщины – лишь бы приносил домой зарплату, а вот если инициатором такого сексуального разнообразия становится жена, сразу возникает вопрос: «проститутка, что ли»? Поэтому мужчины тяжелее прощают женам подобные инициативы. Хотя бывают ситуации, когда мужья, напротив, рады, если жены заводят кого-то на стороне и не мешают им работать», – отмечает психиатр.
Так что сказать, что третий – всегда лишний, нельзя: все индивидуально. «Сегодня мы видим, что это явление вышло на поверхность, оно существует, удерживает свои позиции. С точки зрения психологии, это – не развал семьи, не деструктив, а психологическое состояние, требующее такого разрешения. У меня есть знакомая семья, где жена ушла, а муж живет теперь с двумя новыми супругами. Бывшая завела себе какой-то похожий вариант, все счастливы», – подытожил Михаил Виноградов.