Алина Кабаева: Ирина Винер-Усманова сделала из меня великую спортсменку. ЭКСКЛЮЗИВ
Настоящий спорт – это всегда преодоление. Преодоление себя, в первую очередь. Даже в художественной гимнастике – казалось бы, таком женственном и гармоничном виде спорта. В эти дни в России завершается подготовка к юбилейному фестивалю «Алина». Он придуман олимпийской чемпионкой, заслуженным мастером спорта РФ Алиной Кабаевой, которую до сих пор, пожалуй, считают самым красивым лицом российской гимнастики. Телеканал «МИР» поговорил с ней о спорте, лишних килограммах и бремени славы.
В каком возрасте вас отдали в гимнастику?
— В три с половиной года. Причем я тут любопытный факт узнала. Я была в Ташкенте и разговаривала со своим дедушкой, и что-то про художественную гимнастику заговорили. И он говорит: «А ты знаешь, как попала в художественную гимнастику, благодаря кому?». Я говорю: «Ну да, мама меня хотела в художественную гимнастику отдать». А у меня дедушка работал в спорткомитете. И в нашем районе, где мы жили, не было художественной гимнастики, а он очень любил этот вид спорта, и он помог открыть секцию в общеобразовательной школе. И вот так вот появилась секция, куда мы пошли, я и моя двоюродная сестра, но вот, я осталась. Так что дедушка внес огромный вклад.
С помощью мамы вы приехали в Москву – можно сказать, в столицу гимнастики нашей страны как минимум, а может быть, и мировую столицу художественной гимнастики. Расскажите, как это произошло?
— Моя мама бросила все, всех и поехала со мной в Москву. Это было не просто, это было сложно, но она приехала, показала меня Ирине Александровне (Винер-Усманова, тренер по художественной гимнастике – прим. ред.). Ирина Александровна сначала не хотела меня брать, она говорила, что я уже старая. Мне было тогда 11 лет. И мама ее просто упросила, попросила посмотреть, как вообще ребенок тренируется в зале. И, действительно, она пришла и сказала: «Все! Я тебя оставляю. Только с одним условием: если ты похудеешь на три килограмма за три дня». Я говорю: «Хорошо». Понимаете, 11 лет ребенку.
Удалось тогда похудеть?
— Я за три дня похудела… Такой момент был. Я спросила ее, могу ли я покушать. Она говорит «Да». Я «А что?». В ответ «Ну, салат винегрет». А салат винегрет я терпеть не могу, я просто его не любила. Но он оказался самым вкусным салатом для меня, я его до сих пор, конечно, люблю, но надо же так попасть, что именно салат винегрет. Да, удалось. Меня посадили на воду, за три дня похудела на три килограмма. Ответственно очень подходила к этому моменту. Сейчас не могу с собой договориться, а тогда договорилась.
Ирина Александровна – для вас кто? Тренер ведь очень часто становится не просто членом семьи, а практически родителем.
— Ирина Александровна – моя семья. И я ей благодарна, во-первых, за все. За то, что она воспитала меня, за то, что она сделала из меня, не побоюсь этого слова, великую спортсменку.
Вы – настоящая звезда, вы были на обложках глянца, я помню время, когда по Москве ездил общественный транспорт с вашими портретами. Песню сочинили про вас. Скажите, бремя славы – что это?
— Вы знаете, уже тогда я поняла, что это – большая ответственность. Большая ответственность, потому что помню на всероссийских соревнованиях в Омске ко мне подошли и попросили автограф. Что-то тут не то, я думаю. Я удивилась: «У меня автограф?». Да, говорят, у вас автограф. Я поняла, что на меня равняются, на меня смотрят. Знаете, для меня это была большая ответственность. Но с другой стороны, звездной болезни не было. Ирина Александровна просто не позволяла. Она говорила: «Уходишь с пьедестала – начинай все сначала». О себе что говорить? Пусть кто-нибудь другой расскажет.
Я посмотрела «Инстаграм», и там огромное количество аккаунтов с названием «Алина Кабаева». Но мне кажется, что практически все они – не ваши.
— Абсолютно нет. У меня есть свой сайт. И это все.
И это единственный ваш ресурс в интернете?
— Да, абсолютно. Но знаете, я раньше старалась все эти (фейковые аккаунты – прим. ред.) закрыть, но это стоит немалых денег. Я раньше старалась закрывать и закрывать. А потом что-то новое опять появлялось. Это невозможно. Такой процесс все время будет присутствовать. Но меня там нет.
Скажите, а своих детей отдали бы в спорт?
— Конечно. Обязательно, что вы. Если получится и будет девочка, то я бы ее с удовольствием отдала в художественную гимнастику. Но не потому, что я сама этим спортом занималась, а потому, что художественная гимнастика гармонично развивает ребенка: у нас и хореография, у нас есть физическая нагрузка. У нас здесь прекрасная музыка. Опять же – коллектив. Поэтому спорт – это здорово. Это правда здорово. Я всем девочкам маленьким говорю, что они все уже чемпионки, потому что приходят и трудятся, преодолевают себя.
Полную версию эксклюзивного интервью с Алиной Кабаевой смотрите на телеканале «МИР» 8 мая в 16.15.