Почему уроки Петра и Февронии остаются актуальными уже семь веков?
8 июля Россия отмечает День семьи, любви и верности. Праздник этот относительно новый, но очень нужный. Ведь браки разрушаются с невероятной легкостью, а о супружеской верности не многие и вспоминают. Между тем, молодые пары в день свадьбы, как и сотни лет назад, мечтают о вечной любви. Такой, как у святых Петра и Февронии, отечественных покровителей семьи, любви и верности, память которых русская православная церковь чтит в этот день.
Эти почитаемые на Руси святые – княжеская чета, которая правила Муромом с 1205 по 1228 год. Но в мирской жизни у них были другие имена – князь Давид Юрьевич и его супруга княгиня Евфросинья. Об этом свидетельствуют летописи и родословия муромских князей. Незадолго до смерти они приняли монашество и стали почитаться в народе как люди особо праведной жизни. Так что Петр и Феврония – это имена, которые супруги приняли в монашестве и с которыми вошли в историю.
Святые эти удивительным образом предстают перед нами как живые люди, главное достояние которых – любовь друг к другу. Заметьте, не только к Богу, но и друг к другу – это ли не удивительно? Ведь в православной традиции принято считать, что путь святого состоит в том, чтобы мученически пострадать за свою веру, часто доказывая ее крепость не только жизнью, но и смертью. А Петр и Феврония доказывали в первую очередь взаимную любовь и верность. И в этом они вечно молоды и дают нам чисто человеческие уроки, которые актуальны до сих пор.
Первый урок – что за свою любовь надо сражаться, даже если кажется, что препятствия непреодолимы. Ведь князь Петр женился на простолюдинке Февронии, а это шаг совершенно невообразимый по меркам общества того времени. Как же так случилось?
Князь же обманул девушку – уехал, не взяв ее с собою. Однако скоро он заболел снова и был вынужден вспомнить о своем обмане. Вернувшись, он просил Февронию не держать на него зла и взял ее замуж, как и обещал. И она излечила его от болезни раз и навсегда. Так что второй урок состоит в том, что слово свое, данное любимой, надо держать.
А еще эта история несет нам мысль, что надо сражаться не только за свою собственную любовь, но если надо – то и за любовь ближнего своего. Ведь по преданию, болезнью Петра поразил змей (демон), с которым Петр вступил в схватку. Этот змей-оборотень пытался искусить жену княжеского брата. Защищая ее честь, Петр убивает змея, но и сам оказывается ранен, отравлен ядом, и находится при смерти.
Неважно, какие именно реальные события могли лечь в основу этого сказания, но главное – что любовь и верность в нем всесильны. Они оказываются в состоянии и чудовище победить, и князя к жизни возвратить, и соединить узами брака людей из совершенно не пересекающихся слоев общества.
Правда, до хэппи-энда было еще далеко. На пути этой семейной пары лежало еще множество препятствий и искушений – от яростного нежелания людей высшего сословия терпеть рядом со своим правителем простолюдинку, до попыток ее изгнать.
Элита Мурома поставила перед князем ультиматум: либо отослать от себя жену-крестьянку, либо самому расстаться с троном. Но Петр был уже обвенчан с ней. И нарушить слово, данное перед Богом, было для него невозможно. Он отказался от всего: и от власти, и от богатства, и от привычного образа жизни, выбрав богоданную жену и свою любовь. Это ли не чудо. Особенно если учесть, что речь идет о времени, когда даже до Домостроя оставалось четыре столетия. Во времена, когда любой муж был полновластным хозяином своей жены и мог обращаться с нею как с собственностью. Тем более Петр, как потомок древнего рода, мог как угодно поступить с женой-простолюдинкой, за которую не вступятся могущественные родичи.
Многие ли сейчас готовы последовать примеру святого и выбрать изгнание, отринув богатство, власть и успех ради права быть вместе с любимой? Так вот, именно это – самый главный урок, который дают нам святые.
Правда, Петр и Феврония недолго были в изгнании. Как только князь Муромский покинул престол, началась такая кровавая резня за власть в городе, что старейшины предпочли разыскать князя и просить его вернуться на трон, пусть и с Февронией, которая уже не казалась им большой ценой за мир в городе.
У княжеской четы было трое детей, но о детях в летописях сказано куда меньше, чем о самих святых покровителях семьи, любви и верности, тела которых до сих пор покоятся в усыпальнице Свято-Троицкого женского монастыря города Мурома.
Как единственное в своем роде исключение, похоронены князь и княгиня в одном гробу. И это не просто их посмертная воля, но и чудо, случившееся после их смерти. Дело в том, что перед кончиной монахи Петр и Феврония жили порознь, но гроб себе приготовили на двоих, завещав похоронить их вместе. По законам монастырей это было невозможно – ведь они же приняли монашество! Однако после смерти их тела были найдены в одном гробу. Тогда решили смириться с волею святых, а история с чудесным перемещением после смерти их тел в один гроб стала широко известной и еще больше способствовала их прославлению, как святых покровителей семьи, любви и верности.