Про эту породу пока мало известно. Да и заводчиков белорусского гончака в стране единицы. Но они утверждают: у собаки богатое прошлое. И гончак канул бы в Лету, если бы не группа энтузиастов. Почему так много хлопот вокруг национальной породы? Ее восстанавливают или создают? И чем гончак белорусский выделяется среди других гончих? Мы постарались найти ответы на эти вопросы. И сперва посмотрели на собаку в деле.
Собака для королевской охоты
Вместе с белорусской породой собак восстанавливают и былые традиции. Комплектная псовая охота – это особый ритуал и любимое занятие знати в XVIII веке. А белорусский гончак в те времена – предмет гордости владельцев. Охоту еще называли царской или безружейной.
У самого начала леса наготове стоят лошади и борзые. Их задача – встречать потенциальную добычу. Тем временем, белорусские гончаки отправляются вглубь леса. Они должны отыскать зверя и выгнать его на встречающих. Охотники отправляются в лес вместе с гончаками. Управляют собакой с помощью специального рожка. На его звуки собака сотни лет реагирует беспрекословно.
Мы вышли на охоту вместе с Чезарой, Дедоной и Румзой. Кстати, клички гончаку дают в основном белорусские. Эта троица моментально находит след. Охотники уверяют: если гончак унюхал зверя, его уже ничто не удержит. Вот и полугодовалая Румза на охоте впервые. Она еще только знакомится с лесом. Но уже рвется за своими «коллегами» в бой. Глядя на щенка, возникает чувство, что четвероногий знает свое дело. Это одно из преимуществ породы, говорят охотники, способность к работе у них в крови.
«Она, еще являясь ребенком, в пять-шесть месяцев начинает работать, – рассказывает охотник Виктор Працко. – Да, она не настолько вынослива еще, как взрослая собака. Но она подает уже охотнику надежду».
Еще одна особенность гончака – тесный контакт с хозяином. Собака не убежит от охотника дальше километра, а зверя поймает, что бы ни случилось. Виктор Працко вспомнил вот такую историю про своего пса.
Это значит, что собака реагирует только на зверя и не вводит хозяина в заблуждение. Более универсального пса не сыскать, твердят заводчики: охотится и на копытных, и на лису, и на зайца. А по тональности голоса опытный охотник может понять, кого поймал гончак. Эту собаку ценят настойчивость и ловкость. В охоте очень важна еще и осторожность. Гончак запросто удерживает зверя на расстоянии. Как говорят заводчики, это – высший пилотаж.
Мы поинтересовались, чем же гончак отличается от других видов гончих. Ведь своя порода есть во многих странах. Оказалось, гончак подходит именно для белорусского леса. Специалисты отмечают – у него в генах заложено чувство дома. На протяжении веков гончак привыкал к местным условиям, адаптировался к грунту и охотился на местного зверя. Поэтому справится с белорусским кабаном, который вдвое крупнее европейского.
Охотничий или домашний пес?
Мы уже убедились, что гончак – гроза лесных зверей и свирепый охотник. А как он чувствует себя в домашних условиях? Зайдем в гости к одному из заводчиков.
На пороге встречает Вячеслав Масальский. Рядом – верный друг, пес Лорд. Вячеслав подметил, что гончак чужих пустил, но только потому, что разрешил хозяин. Иначе даже на порог не попали бы. Проходим в дом вместе с псом. И оказывается, что грозный охотник – очень дружелюбный! Этот ласковый и нежный зверь дружит с кошкой Чернухой.
Вячеслав уверяет: «Дома – как и все собаки. Ведет себя замечательно. На людей не бросается. Пес культурный, дисциплинированный».
Пес располагается на ковре. А сын Масальского с удовольствием чешет Лорда за ухом. Уши, кстати, гордость Лорда. И признак чистокровности.
«Раньше говорили, что у белорусских гончаков были вот такие сережки на ушах. Можете подойти. Покажу», – пригласил Масальский.
За свои «сережки» пес получил немало наград. Монопородные выставки гончака стали проводить совсем недавно.
Стандарт породы. Какой он?
Стандарт породы утвердили в 2008-ом году. То есть те признаки, которые отличают белорусского гончака от других видов гончих.
«У них достаточно широкий, массивный и очень мускулистый корпус. При этом ноги сухие. И по отношению к корпусу смотрятся легковатыми. Лоб может быть черным. А вот морда за глаза – без всяких отметин. Только рыжая», – пояснила председатель совета Клуба породного охотничьего собаководства Беларуси Ирина Ерохина.
Глаза – обязательно черные, либо темно-коричневые. В холке – около 65 сантиметров. Шерсть ровная, прямая, жесткая. Собака в быту спокойная, на охоте – отважная и упорная. Стиль работы в поле – азартный, вязкий. Экстерьер собаки специалисты восстанавливают по старинным документам. Впервые белорусский гончак упоминался в Статуте Великого Княжества Литовского. То есть с XVI века.
«Во всех трех статутах Великого княжества Литовского есть параграфы, которые посвящены гончаку. Стоимость, сколько платить надо, если гончак украден», – говорит Ирина Ерохина.
В те времена белорусская собака стоила втрое дороже лошади. И ценили четвероногого в первую очередь не за внешние данные, а за способности охотника. Охота для белорусов – часть истории. Поэтому заводчики считают делом чести возрождение породы.
Живописная собака
Отправляемся дальше, чтобы получше узнать о белорусской породе. В деревне Куль живет художник Александр Филиппович. Для него белорусский гончак – это не только верный друг, надежный напарник и хороший охотник. Собака для него стала музой. И вдохновила на целую серию картин.
Знакомимся! Это Басэтля. Имя собаки переводится, как контрабас. Такую кличку Бася получила за прекрасные голосовые данные.
Александр Филиппович переехал в деревню пять лет назад. Он – заядлый охотник. Уверен, в городе человек утратил многие инстинкты, которые делали его частью природы. А природа – главный мотив творчества Александра. Зайдем в мастерскую художника. Как думаете, что он сейчас пишет? Конечно, Басэтлю. Александр Филиппович считает белорусского гончака идеальной моделью. Художника покорила необычная фактура пса.
«Если взять кобеля, поглядите, какая у него морда. Какие мышцы! Какой нос! Какие вены!», – Александр с восторгом описывает собаку.
«У меня, в принципе, только начало работы. Вот здесь будет охотник. Я не знаю, с чем он будет. Или с луком, или с арбалетом, или с современным ружьем. Собака в те времена, 600 лет назад, была такой, какая она сейчас», – рассуждает Александр.
Мы посоветовали автору написать историческую картину. И после вместе решили: пусть охотник будет с луком.
Художник тем временем продолжил писать свою картину. Два цвета – бурый и черный Александр Филиппович превратил в миллионы оттенков. Неспроста в старину собаку называли огаром. Словно огарок свечи. Гладкая шерсть по-разному играет на закате, на снегу, на солнце и даже рядом с другим зверем. Такую картину поймет не каждый, считает Александр. Кто-то увидит в ней агрессию. А другой разглядит философию охоты.
У белорусского гончака богатое прошлое. Но сегодня представителей национальной породы мало. Не более четырехсот собак. Поэтому живое наследие Беларуси важно сохранить.