Святитель Пантелеимон: о чем молятся небесному лекарю
Практически в каждом православном храме нашей страны непременно найдется икона, возле которой чаще всего можно увидеть людей, страдающих каким-либо недугом. На иконе – красивый юноша с печально-одухотворенным лицом, в руках которого непривычные для святых предметы. В левой – коробочка с какими-то отделениями, но что в ней лежит – не видно. В правой – «лжица», то есть ложечка, больше похожая на провизорский инструмент. Именно по этой ложечке проще всего узнать икону святителя, великомученика Пантелеимона, чей праздник Русская православная церковь отмечает 9 августа.
Ложечка в правой руке святителя Пантелеимона появилась не случайно – и не сразу. На первых иконах, например, на единственной житийной (то есть не просто изображающей святого, но и содержащей изображения важнейших эпизодов его жития) иконе XIII века Пантелеимон изображался с мученическим крестом в правой руке. Но постепенно вместо креста иконописцы начали изображать провизорскую ложечку, занесенную над коробочкой: она на иконах присутствовала с самого начала. Ведь это коробочка с лекарствами, а сам великомученик Пантелеимон прославлен не только своей верой в Иисуса Христа, ради которой он претерпел мученическую кончину, но и тем, что именем Божиим он исцелял больных – и продолжает это делать по сей день.
Именно поэтому 9 августа в православных храмах встречается так много недужных: они приходят просить святителя Пантелеимона, чье имя означает «Всемилостивый», о заступничестве перед Богом и об исцелении от болезней. «Не возгнушайся греховных язв моих, помажи елеем милости твоея и исцели мя», – эти слова из молитвы, обращенной к святому исцелителю, как нельзя лучше отражают отношение к нему в нашей стране и в большинстве других православных стран. Интересно, что католическая церковь не слишком почтительно относится к Пантелеимону. В России же многие верующие всерьез полагают, что скорый помощник в телесных скорбях Пантелеимон и родился-то здесь, на русской земле.
При рождении будущий святой получил чуть иное имя – Пантелеон. Он был сыном язычника и христианки, и первые сказания об Иисусе услышал от матери. Увы, сама привести сына к истинной вере мать не смогла, поскольку умерла слишком рано. Но путь мальчику был указан, и помог ему завершить его пресвитер Ермолай – еще один Никомидийский мученик. Именно он обратил внимание на скромного благочестивого ученика лекарской школы, каждый день ходившего мимо его дома, и пригласил его на беседу, продолжив знакомить с основами христианского учения. Окончательно же уверовал в Иисуса юноша Пантелеон, крещеный Ермолаем под именем Пантелеимона (что означает всемилостивый), после того, как именем Божьим по его молитве свершилось чудо: воскрес укушенный ядовитой змеей ребенок, змея же в ту же минуту сдохла.
Имя Господне и стало главным лекарским инструментом Пантелеимона, который после чудесного события стал одним из самых известных врачей в Никомедии. Имя его знал и простой народ, поскольку лечил будущий святой бесплатно, и римская знать, вплоть до цезаря Максимиана, чья резиденция располагалась в городе. Он привечал Пантелеимона – до тех пор, пока завистники из числа врачей-язычников, чьи доходы неуклонно стали падать, не пожаловались ему, что именитый лекарь врачует именем Христовым всех, в том числе и узников-христиан. Разгневанный Максимиан потребовал от Пантелеимона, чтобы тот опроверг донос, но тот вместо этого потребовал испытания. По его просьбе и по приказу цезаря к нему во дворец привели неизлечимого больного, и юноша предложил проверить, чьими стараниями ему вернется здоровье – доносчиков-язычников или его, верующего в Христа. Надо ли говорить, что именно именем Божиим исцелился больной, а Максимиан, разгневанный столь ясным доказательством силы веры, приказал казнить исцеленного, славившего Христа, а следом истязать и казнить Пантелеимона.
Но ни брошенный с камнем на шею в море, ни отданный на растерзание диким зверям Пантелеимон не погиб. Как гласит предание, море не взяло его, а дикие звери отталкивали друг друга, чтобы лизнуть руки святому, и погибли, защищая его от воинов цезаря. Подвешенный вниз головою на дереве и истязаемый железными когтями, брошенный в кипящее олово, растянутый на колесе, великомученик именем Божиим воскресал и к следующему утру избавлялся от ран. И лишь когда Господь словом своим призвал его к себе, Пантелеимон принял смерть, прежде совершив еще одно чудо: меч, которым должны были обезглавить святого, стал мягким, словно воск. Ставшие свидетелями чудес римские воины отказывались умертвить Пантелеимона, но он, понимая, чем грозит им этот отказ, простил их и убедил довести казнь до конца. И когда легионерский меч рассек шею великомученику, оттуда, к вящему удивлению всех, хлынула не кровь, но молоко. В тот же миг маслина, у которой свершилась казнь, не в срок покрылась плодами.
И по сей день православные, в первую очередь раненные воины, прибегают к скорой помощи этого святого, когда нуждаются в исцелении и избавлении от ран и немощей. С молитвой к нему обращаются и врачи, они просят укрепить их и дать помощь в лечении больных и в том, чтобы принять правильное решение, не ошибиться в выборе путей лечения. И не только об исцелении телесных недугов просят его: у иконы святителя Пантелеимона молятся те и о тех, кому нужно вернуть душевное здоровье или выбрать верный путь в жизни.
Очень важно лишь, как молиться. Нужно именно смиренно и с верой просить помощи у великомученика. Так, как просили ее жители Никомедии, которым он никогда не отказывал – тогда как требовавшие чего-то, как делал цезарь Максимиан, оставались ни с чем.