Как отпраздновать Медовый Спас
14 августа все православные верующие будут праздновать Медовый Спас. Это народное название праздника. А церковное наименование – «Происхождение честных древ животворящего Креста Господня». Чему посвящен этот праздник и как его отметить, корреспонденту «МИР 24» рассказал священник, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Георгий Кочетков.
«Происхождение – это не совсем точный перевод греческого слова, означающего торжественный крестный ход, – говорит священник. – Когда-то в Константинополе в самое жаркое время, когда начинались тяжелые болезни, такие как холера, и риск возникновения эпидемий был самый высокий, из храма Святой Софии выносили часть святого креста, на котором по преданию был распят Христос. Этот крест, как величайшую святыню, обносили вокруг города по стенам, и эпидемия прекращалась. Поэтому и был установлен этот праздник. А происхождение в данном случае – это просто крестный ход».
При чем тут мед
В этот день, по сложившейся традиции, в храмах освящают мед нового урожая. Пчеловоды приносят для освящения первые вырезанные соты. Считается, что после этого дня наступает пора «ломить» (то есть взрезать) соты. Поэтому праздник и приобрел второе, народное название – Медовый Спас. Спас – от слова Спаситель, ведь именно Иисусу Христу в конечном счете и посвящен этот день.
По давнему обычаю, пчеловоды в этот день угощают медом всех без отказа. «На Первый Спас и нищий медку попробует», гласит народная пословица. С Медовым Спасом связано множество народных традиций. Главная из них заключалась в том, что жители русских деревень, начиная с этого дня и до Яблочного Спаса, то есть до 19 августа помогали справиться со всеми оставшимися осенними заботами вдовам и сиротам, бедным, больным и слабым, причем трудились только за еду.
День рождения церкви на Руси
По словам Георгия Кочеткова, для Русской церкви это особый праздник ещё и потому, что в каком-то смысле это день рождения церкви на Руси. Ведь согласно некоторым историческим документам, именно этот день стал настоящим днем Крещения Руси князем Владимиром. А 15 июля мы празднуем Крещение Руси просто потому, что это День памяти святого Владимира.
Конечно, Медовый Спас надо встречать в церкви. Тем более что с этого дня начинается Успенский пост. Утром во всех храмах состоится литургия, священники благословят прихожан на соблюдение поста. Успенский пост продлится две недели и окончится 27 августа праздником Успения Пресвятой Богородицы, поэтому он и называется Успенским. Этот пост такой же строгий, как и Великий, зато он самый короткий в году.
Что самое главное
В этот день, по словам священника Георгия Кочеткова, следует внимательно вглядываться в себя. «В то, насколько мы находимся в сотворчестве с Богом. Понимаем ли мы, что он хочет от нас? Все три Спаса: и медовый, и яблочный, и ореховый – это дни, когда человек приносит в храм плоды своих трудов, плоды нового урожая. Те самые, которые являются явным свидетельством милости Господа. Те, которые человек растит в сотворчестве с ним. Вот также и себя самого человек выращивает либо таким, как ждет от него Господь, либо другим. Ведь мы все разные, и плоды мы приносим разные, – говорит Георгий Кочетков, – Кто-то добрые, сочные, красивые, кто-то сморщенные и гнилые, а иногда мы бываем и вовсе бесплодными».
Всё это влияет на все общество, не случайно апостол Павел говорил: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. Вы – тело Христово, и в отдельности – члены».
По словам Георгия Кочеткова, когда человек стремится жить по правде, жить не для себя, послужить и людям, и Богу, то Его благодать касается и переменяет, освящает не только этого человека, но и других людей, которые, может, еще не успели свою жизнь вполне Богу посвятить. «Так исполняются слова Евангелия, что только тот, кто может отдать жизнь Богу, обретёт ее, – говорит священник. – А человек, который начинает жить для себя, для самореализации, сразу гибнет духовно. Можно реализовать Божьи дары, но на этой земле так всё премудро устроено, что нельзя реализовать себя, нельзя искать самоспасения или самосовершенствования: из этого ничего не выйдет. Ничто не может иметь успешный исход, что замыкает человека на самого себя. Это ложный путь. На это и указывает нам жизнь Спасителя и его смерть на Кресте, которому по существу и посвящён этот праздник».