Английский литератор XVI века Джон Харрингтон писал так: «Мятеж не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе». Эти строки остаются актуальны и много лет спустя после смерти поэта. История знает не мало примеров попыток государственных переворотов, к которым навсегда «приклеилось» хлесткое название путч.
Это, например, «Пивной путч» 1923 года в Германии, где штурмовики под руководством молодого Гитлера попытались взять власть, «Путч Черных полковников» в Греции в 1967 году, путч в Чили в 1973 году, когда военные при поддержке ЦРУ свергли законного президента Сальвадора Альенде. Тогда генерал Аугусто Пиночет и его сторонники объясняли необходимость свержения главы государства стремлением не допустить гражданскую войну.
И, наконец, августовские события 1991 года в СССР, которые западные журналисты тоже окрестили путчем. Тогда президент страны Михаил Горбачев тоже говорил, что он хотел сдержать гражданские выступления.
История не учит - она повторяется
«В истории бесполезно что-либо скрывать, все равно все со временем всплывает на поверхность. Через 20 лет Горбачев был вынужден признаться в том, что он знал о существовании всей этой истории, и рассказы о том, что он не хотел допустить начала гражданской войны, оказались абсолютной ложью», – отмечает писатель Александр Мясников.
Оба мятежа проходили по похожему сценарию: сначала захват ТВ- и радиостанций, затем объявление руководителя страны недееспособным. И представители ГКЧП, и турецкие военные оправдывали переворот необходимостью спасти страну от распада. Как и в СССР, мятежники создали временный комитет для управления государством – мирный совет. И, наконец, Августовский путч произошел тогда, когда Михаил Горбачев был на отдыхе в Форосе. В Турции 2016 года военные попытались захватить власть в момент, когда Реджеп Тайип Эрдоган находился в курортном Мармарисе.
Увы, история ничему не учит – она повторяется. Ровно 27 лет назад в СССР тоже произошла, как утверждают либеральные историки, попытка государственного переворота. Ранним утром 19 августа 1991 года в столицу России было введено около 800 единиц бронетехники в сопровождении войска, состоящего из четырех тысяч человек. Во всех средствах массовой информации было объявлено о том, что был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), и именно к нему перешли все полномочия по управлению страной.
В этот день люди, включавшие телевизоры, чтобы посмотреть новости, видели только бесконечную трансляцию известного балета «Лебединое озеро». Это и было утро Августовского путча.
«Мемуаристы говорят о том, что решение о создании ГКЧП к утру и вечеру 19 августа участники этого совещания принимали в состоянии сильнейшего подпития. Страну пропили в очередной раз. Я могу вспомнить такую ситуацию, которая произошла очень давно, в 1382 году, когда хан Тохтамыш подошел к Москве, а там все угощались только что изобретенным напитком под названием водка. И когда Тохтамыш попросил провести ему экскурсию, ему спокойно открыли городские ворота, в которое он завел иго на ближайшие 100 лет», – поясняет доктор исторических наук Владимир Фортунатов.
Три сценария путча
Историки до сих пор спорят о том, что же произошло в Москве в августе 1991-го. Существует три основных версии событий. Первая, официальная версия, озвученная сразу после попытки переворота, гласит, что реакционная группа заговорщиков решила отстранить законно избранного президента от власти и взять ее в свои руки.
Вторая, и более достоверная, что переворот и введение чрезвычайного положения были организованы самим Михаилом Горбачевым, чтобы сохранить свою власть. И третья версия о том, что переворот был успешно совершен демократами во главе с Борисом Ельциным.
Вспомним, с чего начался успешный переворот в октябре 1917 года, когда Владимир Ленин забрался на броневик и призвал к социалистической революции. В 1991 году Ельцин с точностью повторил действия вождя мировой революции, только залез он не на броневик, а на танк.
На самом деле никакого путча не было – была безуспешная попытка сохранить разваливающийся блок в прежнем виде.
Утвержденный план
В последние годы стало известно, что, по Новоогаревскому договору, вместо СССР планировалось создание 44 независимых республик. Данный документ должен был быть подписан как раз 20-го августа 1991 года. Единственное, чего не учел Горбачев, был тот факт, что, уже вкусивший власти Борис Ельцин не пойдет на подписание договора, а реализует свой план, подготовленный на Западе.
«Если бы они выступили с конкретной программой, у них был бы понятный посыл. Но, выступив с защитой Союза, который уже разваливался, они себя дискредитировали. И было понятно, что предложения Новоогаревского проекта были похлеще, чем развал СССР, потому что там речь шла уже о том, как разваливалась Россия. Она представляла из себя рыхлую федерацию, которая рассыпалась от одного щелчка», – рассуждает писатель Александр Мясников.
Кажущаяся стихийность процессов того времени на самом деле была хорошо продуманным и срежессированным спектаклем. По сути дела, в августе 91-го действительно произошел государственный переворот. Только устроил его не ГКЧП, а президент одной из союзных республик, который сумел подчинить себе все руководство, Борис Ельцин. Он сумел переиграть Михаила Горбачева и стать хозяином положения, Геннадий Янаев с трясущимися руками ничего не мог предложить людям. Вся история с ГКЧП закончилась фарсом.
Рыхлая федерация
Под звуки «Лебединого озера» был сделан первый шаг к развалу Советского Союза. Это было главной целью стратегов из Вашингтона в Августовском путче – сегодня доподлинно известно о тесной связи ЦРУ с командой Бориса Ельцина. Так, ему предложили спрятаться во время мятежа в американском посольстве в Москве, а все планы заговорщиков были хорошо известны ельцинскому окружению. В ЦРУ хорошо понимали, что уничтожить СССР можно было только изнутри.
«Сейчас открывается множество документов, например, о том, что англичане, та же Маргарет Тэтчер сумела в политическом смысле «окрутить» Горбачева. О том, какой была обида Ельцина за то, что его сняли с должности «главного коммуниста Москвы». История устроена так, что правда всплывает лишь спустя десятилетия», – рассказывает писатель Александр Мясников.
Армия так и не сделала ни одного выстрела. В разгар так называемого путча Борис Ельцин ехал со своей дачи в Архангельском в Белый дом в сопровождении машин ГАИ, вынуждая военных уступать ему дорогу.
Для пущей достоверности якобы военного переворота, который мужественно остановил Борис Ельцин, нужна была кровь. И она пролилась. Да и Запад должен был увидеть, что все это реальность, а не опереточный театр. И вот трое наивных честных ребят, искренне веривших, что они защищают демократию, бросаются под танки в тоннеле.
Причем, надо заметить, что танки уже уходили от Белого дома, возвращаясь в части. Это были единственные жертвы путча, если не считать еще 240 млн советских граждан, которым еще предстояло узнать всю горечь распада огромной страны и которые на последующем референдуме однозначно высказались за сохранение Советского Союза.
Исторические документы, комментарии экспертов и документальную хронику событий смотрите в программе «Секретные материалы: В августе 91-го» на телеканале «МИР».