Стакан, авоська, футбольная кепка: модные предметы из советского прошлого
11 сентября считается днем рождения стеклянного граненого стакана. Как и многие другие изобретения советской эпохи – серп и молот, пятиконечная красная звезда, олимпийский мишка – он давно, еще во времена «железного занавеса», стал частью массовой культуры. Многие годы иностранные дизайнеры успешно заимствуют идеи, разработанные и воплощенные в Стране Советов. Мы вспомнили о пяти шедеврах дизайна СССР, которые догнали современность и изменили мир.
Мебельная стенка
В начале 60-х в советских квартирах стало тесно. И не только потому, что сами по себе хрущевки были маленькими. Их площадь заметно уменьшала мебель. Привозимая с собой из бывших квартир и приобретаемая в магазинах, она была слишком громоздкой для новых стандартов жилья.
Часто при обустройстве квартиры результат был один и тот же – старые кресла, кровати и шкафы занимали слишком много места; а порой и просто не проходили в двери. Тогда в Советском Союзе задумались над тем, как сделать мебель современной.
Ведущие дизайнеры начали работу над моделями хрущевского интерьера в специально созданном Всесоюзном проектно-конструкторском и технологическом институте мебели (ВПКТИМ). В результате их работы в магазинах появились разборные модули – часто шкафы и спальные секции – которые можно было занести в хрущевку по частям, а потом скомпоновать так, чтобы в комнате было максимально просторно.
Впрочем, изобретение мебельной стенки приписывают французу Полю Кадовису (в 1945 году), однако наибольшую популярность она получила именно в Советском Союзе и странах соцлагеря за счет конвейерного распространения панельного жилья.
Время, когда хрущевки были маленькими, а кресла большими, прошло. И теперь мебельная стенка навсегда осталась частью советской культуры: 70-х она запечатлена в оскароносном «Москва слезам не верит», народной «Иронии судьбы, или С легким паром!» и других популярных комедиях, известных на Западе. Часто, разумеется, сборно-разборные стенка или диван были дефицитом. Тем, кому, не хватало денег, скажем, на последний, могли ночевать в ванной, как Коля-штукатур из «Афони».
Фото: Мигович Владимир/ТАСС
Сегодня мебельными стенками заставлены отделы многих заграничных магазинов, например, шведского торгового гиганта по продаже мебели и товаров для дома, который имеет множество гипермаркетов по всему миру.
Авоська
В 60-70-е советские дизайнеры стали получать образцы тканей и копии эскизов художников дома «Кристиан Диор», чтобы одежда для модников и модниц Страны Советов не отставала от западных образцов. Многое перерабатывалось, и брюки, переходя через границу, могли потерять в весе и превратиться в элегантные шорты. Вообще Советский Союз часто любил брать то, что плохо лежит, – и давать этому второму жизнь.
Один из таких примеров – авоська. Считается, что популярная в СССР сумка была изобретена в Чехии, а ее автором был Вавржин Крчил – он запустил экономные сумки в продажу, но, увы, не нашел успеха и прогорел. Покупатели мира с рыночной экономикой не оценили ее преимуществ.
Подкупала и надежность – классическая авоська состояла из 14 рядов по 24 ячейки и могла выдерживать до 70 кг.
Фото: Саяпин Владимир/ТАСС
Зарубежные дизайнеры с энтузиазмом перерабатывали популярный в СССР аксессуар – так, американский модельер Марк Джейкобс представил полупрозрачную сумку на основе авоськи стоимостью 200 евро.
Олимпиада
Более 50 стран бойкотировали московскую Олимпиаду. И нужно было доказать, что это никак на отразилось на ее успехе. Впрочем, художественная подготовка к Олимпиаде началась еще в середине 1970-х. И советские дизайнеры решили сыграть на национальном колорите, простоте и элегантности.
Эмблемы предыдущих Олимпиад – в Мюнхене и Монреале – гораздо менее запоминающиеся, чем эмблема московского спортивного праздника. У знаменитого логотипа игр-1980 неказистым является разве что только его официальное название: «От стартов ГТО – к стартам Олимпийским».
Но это низ айсберга, который известен только специалистам. Во время всесоюзного конкурса на логотип игр было прислано несколько тысяч работ. В качестве официальной была выбрана эмблема студента Строгановки Владимира Арсентьева: силуэт главного здания МГУ или Спасской башни с олимпийскими кольцами внизу.
Стараниями Арсентьева массивный сталинский ампир и русская вариация ломбардской готики сплелись в утонченный силуэт, который до сих остается одним из самых известных символов Олимпийских игр.
А вот талисман Олимпиады пришлось готовить детскому иллюстратору Виктору Чижикову. Стараниями художника получилась и плюшевая игрушка, и «клюквенный» символ России, и один из самых узнаваемых брендов. После слезы, которую Мишка пролил на прощание на стадионе в Лужниках, расставания не случилось – талисман растиражировался на дизайнерские аксессуары: футболки, кепки, брелоки, кружки.
Кепка Яшина
Фото: Мастюков Валентин/ТАСС
Победоносная оппозиция пролетарской кепки буржуазному котелку и цилиндру была закреплена образом Владимира Ленина. И – еще более – памятниками вождю, где в подавляющем большинстве случаев он стоит (реже – сидит) в головном уборе.
Но если образ Ильича не был для западного демократического западного общества кристально чистым, то к фигуре футболиста Льва Яшина в капиталистическом мире относились с большой любовью не только поклонники спорта.
Знаменитый вратарь всегда играл за «Динамо» и сборную СССР в одной кепке. Когда кепка вратаря вконец износилась, Яшин брал ее с собой на игру в качестве талисмана.
В 2017 году представители популярной компьютерной игры FIFA заявили, что Лев Яшин наконец появится в футбольном симуляторе – он будет единственным футболистом в игре, имеющим несменяемый головной убор.
Граненый стакан
Происхождение граненого стакана до сих пор остается загадкой. Однако многие приписывают его современный дизайн Вере Мухиной, автору скульптуры «Рабочий и колхозница». В тех или иных вариациях граненый стакан встречается и раньше, например, на картине Петрова-Водкина «Розовый натюрморт» 1918 года, но брендовый дизайн стакан приобрел только в 1943 году, когда впервые был спущен с конвейера.
В конце 1980-х стаканы начали лопаться и взрываться. Некоторые в шутку заговорили, что это часть горбачевской антиалкогольной кампании, незакрепленная в документах, но используемая на практике.
Однако позже выяснилось, что заводские рабочие просто несколько отступили от первоначального советского дизайна. А делать это, разумеется, было ни в коем случае нельзя – потому что красота в Советском Союзе почти всегда предполагала надежность.