Сентябрь для православных – особый месяц: сразу два больших двунадесятых праздника отмечаются в этот период. Первый – Рождество Пресвятой Богородицы, его отпраздновали 21 сентября. А всего через неделю, 27 сентября, Православная церковь отмечает еще один двунадесятый праздник – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Что самое главное в этот день?
«Церковные праздники очень помогают поставить главные вещи на свое место, чтобы ничто второстепенное не сдвигало их с него, – сказал в интервью MIR24.TV священник Георгий Кочетков. – Церковные праздники в этом смысле имеют огромное значение, если только мы способны их правильно понять, воспринимать не как декоративное начало в жизни, а как указание на откровение, обращенное прямо в наше сердце».
«Когда человек приходит к вере, когда он приходит ко Христу – что это значит? Только одно: что человек должен открыть свое сердце для Христовой любви. Потому что Христова любовь и есть эта сила крестная. Крест есть символ трагической судьбы любви в этом мире – «мире, лежащем во зле», – говорит отец Георгий.
«Крест так же вечен, как Христово Воскресение. Победа Жизни вечной оказалась возможной только постольку, поскольку была принесена голгофская жертва, т. е. открылась Христова любовь, обращенная ко всем и ко всему», – говорит отец Георгий.
О каких событиях напоминает праздник?
Человек современный, привыкший к техническому языку ХХ столетия, слово «воздвижение», скорее всего, воспринимает как «строительство, возведение». А вот его далекий предок, живший в первом тысячелетии, хорошо понимал, что воздвигнуть – значит поднять. «На камне сем воздвигнется Церковь моя», – говорил Иисус о Петре, и здесь слово «воздвигнется» объединило оба смысла: она и была построена, и поднялась.
На иконах, фресках и миниатюрах, которые посвящены обретению и воздвижению Креста Господня, как правило, изображены двое – мужчина и женщина. Это равноапостольные император Константин Великий и его мать Елена, причисленные к лику святых. Они удостоились этого не в последнюю очередь за то, что именно их стараниями был обретен Крест, а на местах в Палестине, связанных с Христом, были выстроены величественные храмы.
Согласно традиции, в 326 году святая равноапостольная Елена отправилась в Палестину по просьбе своего сына именно для того, чтобы найти Крест Господень. Сделать это оказалось непросто: за три столетия, прошедшие со дня смерти и воскрешения Христа, многие подробности оказались забыты или старательно замалчивались. Так случилось и со сведениями о том, где именно спрятан Крест. Согласно самой распространенной церковной легенде, найти его помог (и то не по своей воле) иудей по имени Иуда, который после допроса открыл Елене и ее верным тайное место. Им оказалось подземелье под храмом Венеры, неподалеку от места казни Иисуса. Повелением матери императора языческий храм был разрушен, и под ним действительно обнаружили грот, где лежали три креста, и отдельно от них – табличка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Чтобы узнать, какой из крестов есть Крест Господень, иерусалимский патриарх Макарий, сопровождавший Елену, предложил поочередно прикладывать каждый к тяжело больной женщине, надеясь, что орудие казни Христовой исцелит ее. Так и случилось, причем кроме исцеленной женщины, Крест Господень вернул к жизни умершего, которого в тот момент проносили мимо, чтобы хоронить.
Весть о том, что обретен Крест Господень, быстро разнеслась по Палестине, и вскоре, как писал хронист, бесчисленное множество верующих стеклось в то место, чтобы поклониться святыне. И столь велико было число людей, что никак не могли все они прикоснуться к Кресту. И тогда патриарх Макарий встал на возвышенное место и несколько раз воздвигал, то есть поднимал святыню.
Именно так и изображает Крестовоздвижение русская иконописная традиция. На фоне одноглавого храма – скопление людей, над которыми возвышается стоящий на амвоне Патриарх, держащий в поднятых руках Крест Господень. А справа от него стоят святые равноапостольные Константин Великий и Елена – те, кто посвятил свою жизнь поискам и прославлениям свидетельств чудес Христовых.
Почему император Ираклий не смог переступить порог храма?
Но источники сообщают, что это обретение стало первым, поскольку затем случилось и второе, когда Крест Господень пришлось вызволять из плена неверующих. В 614 году персидский царь Хосров II захватил и разграбил Иерусалим, вывезя из него и святой Крест. И лишь 14 лет спустя император Ираклий I сумел отвоевать святыню и вернуть ее из персидского плена в храм Воскресения Христова, где он хранился со дня обретения.
По традиции, праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в русской церкви отмечается в течение восьми дней. Начинается он со всенощного бдения вечером 26 сентября (13 по старому стилю), а заканчивается лишь 2 октября (21 сентября по старому стилю). Все праздничные дни Крест лежит на престоле, и лишь по окончании праздника его возвращают в алтарь.