Роли Романа Карцева, по которым мы его запомним
«Вообще-то кино для меня – мимолетное явление, мне больше нравится другими вещами заниматься», – признавался в интервью Роман Карцев. Но несмотря на такую оценку самого актера, зрители помнят и любят его по многим фильмам. Как забыть затянутого в кожу Швондера из «Собачьего сердца» или одесского еврея из мюзикла «Биндюжник и король».
Максимилиан Андреевич Поплавский из «Мастера и Маргариты»
В знаменитой экранизации «Мастера и Маргариты» Карцев сыграл эпизодическую роль. В фильме он – ушлый киевский родственник Берлиоза, трагически попавшего под трамвай, который приезжает в Москву, чтобы оформить в наследство «Нехорошую квартиру». Жена Поплавского является родной тетей Берлиоза, и Максимилиан Андреевич считает, что может претендовать на московское жилье своего племянника. Он считается умным и деловым человеком, но когда он попадает в квартиру, которую заняли Воланд со своей свитой, он сталкивается с чем-то для себя непонятным. Темные силы оказываются сильнее, и с фразой: «Ваше присутствие на похоронах отменяется», Кот Бегемот выпроваживает киевского гостя восвояси.
Швондер из «Собачьего сердца»
Карцев снялся и в другой экранизации романа Булгакова – «Собачьем Сердце». На этот раз – в роли Швондера, председателя домкома, который подзуживает «очеловечившегося» Шарикова к отъему части жилплощади у своего «создателя», профессора Преображенского. Швондер – не самый центральный персонаж, но запоминается надолго. Человек, упакованный в кожаный плащ, который мало что решает (и делает), но считает себя очень важным. Он смешон, но одновременно и очень пугающ. Даже в исполнении такого комического актера, как Карцев.
«Думаю, фильм имел такой огромный успех потому, что восемьдесят процентов зрителей до просмотра не читали роман Булгакова – у нас же он был запрещен, – вспоминал Роман Андреевич. – Я и сам читал под одеялом. Фильм очень точный, блестящий актерский состав, который справился с задачей на отлично». С этого фильма к Карцеву, как к актеру кино, стали присматриваться и другие режиссеры. Например, Эльдар Рязанов, который снял его сразу в двух свои знаменитых фильмах.
Йося Лозовский из фильма «Старые клячи»
В «Старых клячах» режиссер Эльдар Рязанов дал Карцеву роль второго плана – грустного и доброго администратора театра Иосифа Лазовского, которого приходят навестить лихие подруги, которых сыграли Лия Ахеджакова, Ирина Купченко, Людмила Гурченко и Светлана Крючкова. Он показывает им номер «полёт жука», разработанный неким талантливым самородком из провинции. Тот в костюме жука летает по воздуху, но падает и ломает себе нос.
Администратор в шоке: ему нужно как-то спасать вложенные деньги. Дамы предлагают выступить вместо самородка и называют они свою музыкальную группу «Старые клячи». В женском коллективе сниматься Карцеву был комфортно, несмотря на то, что все актрисы были талантливы и знамениты. «Никто не тянул одеяло на себя, – вспоминает Рязанов. – все понимали, что фильм – ансамблевый». А Карцев вспоминал, что на площадке царила добрая семейная обстановка, и жена Карцева даже подкармливала Рязанова рыбой домашнего приготовления.
Соломон из фильма «Небеса обетованные»
«Небеса обетованные» – последний фильм Эльдара Рязанова. Он получился грустным и совсем не таким бодрым и позитивным, как его предыдущие картины. Фильм рассказывает о кучке престарелых людей, оказавшихся на разломе истории – в эпоху Перестройки. По разным причинам они лишились своих домов, квартир, документов и стали бомжами или просто лишними, ненужными людьми. Карцев играет еврея Соломона, который, в числе других персонажей, оказывается без собственного клочка земли и крыши над головой. Они борются с городскими властями, отстаивая своё право жить на земле. Но власти хотят лишить их последнего, и действуют жестко и жестоко: посылают танки, чтобы уничтожить свалку и живущих на ней людей. Картина заканчивается гротескно и мрачновато: все «бомжи» возносятся на небеса и там, наконец, находят свою «Землю обетованную».
Лазарь Боярский из фильма «Биндюжник и король»
В одном из своих интервью Роман Карцев, подводя итог своей актерской деятельности, сказал, что из 14 его работ в кино, его самая удачная роль – это роль Боярского в фильме-мюзикле по пьесе Исаака Бабеля «Биндюжник и король». Неудивительно, ведь в фильме он играет не эпизодическую, а одну из центральных ролей – Лазаря Боярского, жениха дочки Бени Крика (которую блестяще сыграла Татьяна Васильева). Эта картина про обитателей района Молдаванка в Одессе, которые обладают особым одесским чувством юмора и попадают в ситуации, которые возможны только в этом городе.
Одна из крылатых фраз Карцева в этом фильме: «Еврей, который уважает раков, может позволить себе с женским полом больше, чем себе надо позволять. Он может сказать сальность за столом. И если у него бывают дети, так на 100% выродки и биллиардисты». Или другая его фраза: «Вам на каждый день или куда?». Боярский-Карцев не только сыплет остротами, но и поет и танцует в фильме. «Ах, нервы, нервы, нервы, нервы нервы, пусть, грубо говоря, миллионер вы, но нервы нервы нервы нервы нервы вам делают на каждый день невроз!», – эту веселую песню в исполнении Карцева помнят многие, даже те, кто не смотрел фильм полностью.