Сегодня 14 октября православные верующие отмечают Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник не входит в число двунадесятых и празднуется только в Русской Церкви. В России он является одним из самых значимых и почитаемых. Образ Богородицы как святой защитницы народной, в том числе и в совсем уж, казалось бы, безнадежных ситуациях, всегда был и остается почитаемым на Руси.
О чем молятся в этот день
Перед иконой Покров Пресвятой Богородицы молятся
- О помощи, когда Родина нуждается в защите.
- О помощи тем, кто служит в армии, или иным способом защищает страну от нападений врагов, пусть даже это и не военные, а политические или словесные нападки.
- О духовном исцелении, когда нужно победить внутреннего врага.
- О прекращении злых нападков и искушений.
- Об исцелении от тяжких недугов.
- О прибавлении достатка и обретении жилья.
- О поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, когда не хватает сил для борьбы с невзгодами.
- О душевной стойкости и обретении гармонии между внутренним миром и внешними обстоятельствами жизни.
Что такое Покров
Полное название праздника – Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. События, которым он посвящен, произошли в византийской столице Константинополе в 866 году. По преданию, в те времена к городу подступили войска варваров, пришедшие по морю на кораблях. Набеги врагов, будь то сарацины или иные племена, чаще всего заканчивались кровавой резней. Поэтому жители византийской столицы приготовились к смерти. В отчаянии они собрались в стенах храмов, взывая в молитвах о помощи и заступничестве.
И вот в четвертом часу ночи в битком набитом молящимися людьми Влахернском храме произошло чудо. Бывшему там славянину Андрею Константинопольскому – юродивому, который стал позднее почитаться, как святой – явилась идущая, словно по воздуху, Богородица, озаренная небесным светом. Она сошла с небес в храм и некоторое время молилась вместе со всеми людьми, а потом сняла с головы омофор – свой головной покров – и распростерла его над всем стоящим народом. Царицу Небесную видел не только юродивый, но и священники, служившие в храме. Но ни один из них не решился сказать о том вслух.
Корабли варваров в эту ночь были отогнаны и разметаны по морю начавшимся штормом, а горожане были спасены от неминуемой гибели. Покров Пресвятой Богородицы с тех пор стал символом чудесного избавления от врагов.
Почему именно на Руси этот день стал праздником
«Действительно, этот праздник больше знают как русскую традицию, – сказал корреспонденту «МИР 24» духовный попечитель Преображенского братства, кандидат богословия, священник Георгий Кочетков. – Правда, традицию очень древнюю, начатую со времен великого князя Андрея Боголюбского, с середины XII века. Впрочем, что греха таить, традиция эта с тем и была установлена, чтобы возвеличить русскую землю и противопоставить ее другим, что вряд ли было угодно Богу».
По словам отца Георгия Кочеткова, в сердце церкви и народа смысл этого праздника все-таки был истолкован по-христиански, сохраняя не политический мотив, а духовный – что Церковь угашает вражду и несет примирение народам через покаяние. «Хвалящийся хвались Господом», – учит нас слово Божье, – а не своими историческими, культурными, национальными или художественными достижениями.
В народной среде Покров Божьей Матери связывали и с окончанием летней страды, свадьбами, первым снегом, и, конечно, с общением, началом вечерних зимних посиделок и беседок по домам, с приемом гостей, угощением.
Можно вспомнить о том, какой драгоценной, лучезарной жемчужницей оказалась сама Божья Матерь для Христа. Так же и мы оказываемся под непосредственным покровом Божьей Матери тогда, когда ищем силы, которые избавили бы нас от одиночества, от душевного и духовного холода или от старости, когда мы ищем любви: любви, которая всегда нисходит на нас свыше, и любви, которая является нашим ответом на этот Божий дар.
«Покров Божьей Матери и есть символ нашей ответной любви к Богу, – говорит отец Георгий. – Дар Божий непреложен, его нельзя отменить, но не всегда на этот дар мы отвечаем достойно. Нашу любовь можно разрушить и отменить, если мы не воинствуем против зла, против греха, если мы не воинствуем со Христом и за Христа так, как должен воинствовать христианин: все той же силой любви. Может быть, из-за исконного двоеверия на нашей земле, из-за того, что языческие и нехристианские влияния слишком часто оказывались очень сильны во всем народе, из стремления преодолеть эту раздвоенность наша земля и наша церковь так усердно и возвеличивают Божью Матерь и праздник Покрова».
По словам священника, сейчас, особенно после векового разорения церкви и разрушения веры в народе, «покров» над собой люди скорее видят в экономической стабильности, достижениях современной науки, военной мощи государства, в благополучной семье – в том, что для человека на самом деле периферийно и менее определяет и его жизнь, и жизнь народа, чем способность к вере, надежде и любви. И праздник Покрова Всесвятой Богородицы в самой своей глубине дает нам еще одну возможность открыть свое сердце для этих святых качеств.