Семь самых ярких ролей Николая Караченцова
26 октября не стало всенародно любимого артиста Николая Караченцова. Он был одним из тех, кто сделал московский театр «Ленком» знаменитым, сыграв одну из главных ролей в спектакле «Юнона и Авось». Караченцов запомнился также и своими яркими работами в кино. Помощник мафиози Урри, незадачливый любовник Рикардо, брутальный ковбой Билли, жулик-авантюрист Джефф Питерс. Эти и другие образы стали бессмертными на экране благодаря необычайному актерскому таланту Николая Караченцова. Он играл самых разных личностей, его диапазон характеров быль большим. Но почему-то сыграть по-настоящему отрицательного персонажа ему так и на довелось. Видимо, доброта и чувственность этого человека просвечивали изнутри, и это было понятно всем, кто с ним работал.
Фото: ТАСС
Граф Резанов, «Юнона и Авось»
«Я тебя никогда не забуду, ты меня никогда не увидишь», – эти проникновенные строки Караченцов пел со сцены «Ленкома» в рок-опере «Юнона и Авось». В телеверсии спектакля видно, что Караченцов настолько проникается действием, что не может сдержать слез, когда звучит финальная песня. Его эмоциональность и экспрессивность всегда поражали зрителей и восхищали коллег по сцене. В истории про любовь русского дипломата и дочери испанского губернатора, Караченцов играет главную роль – графа Резанова. Чтобы хорошо спеть свои партии, Караченцов брал уроки вокала у музыканта Павла Смеяна, который тоже играл в «Юноне…» и помогал ему «вытягивать» высокие ноты. Его партнершей, исполнившей роль Кончиты, первые девять лет была Елена Шанина, а затем – Анна Большова. «Юнона и Авось» стал визитной карточной театра «Ленком» (за 37-летнюю историю спектакль был показан более полутора тысяч раз) и принес его авторам экстраординарную популярность. В 1983 году французский кутюрье Пьер Карден представил его французской публике, а затем последовали триумфальные гастроли по всему миру. Сегодня спектакль по-прежнему идет на сцене «Ленкома» – уже с другим актерским составом, но забыть образ Резанова, который воплотил Караченцов, просто невозможно. Худрук театра Марк Захаров высоко ценил актерский талант Караченцова, давая ему главные роли в своих спектаклях. «Он навсегда останется в той плеяде актеров, которая прославила театр», – говорил Захаров.
Предприимчивый студент Владимир, «Старший сын»
Эта роль была одной из первых в кинокарьере актера и сразу принесла Караченцову популярность. Он играет Владимира, авантюрного студента, который однажды холодной осенней ночью оказывается в чужом городке. Чтобы его пустили переночевать, он прикидывается старшим сыном хозяина дома – доброго пожилого музыканта Андрея Григорьевича (его играет Евгений Леонов). Реакция свежеиспеченного «папы» так трогательна, что Владимир, сам того не ожидая, проникается жизнью обитателей квартиры, и даже влюбляется в дочь музыканта. Не в силах скрыть чувств, он признается ей, что он самозванец, и в итоге оказывается вынужден признаться в этом и своему новому «отцу». Реакция музыканта поражает: «Что бы там ни было, а я считаю тебя, Володя, своим сыном. Вы все мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я люблю вас. А это главное».
Неудачливый любовник маркиз Рикардо, «Собака на сене»
В музыкальном фильме Яна Фрида по одноименной комедии Лопе де Вега, который вышел 40 лет назад, Караченцов играет Рикардо, незадачливого ухажера главной героини Дианы (Маргарита Терехова). В начале планировалось, что эту роль возьмет на себя Михаил Боярский, но ему досталась главная роль – Теодоро, который в итоге добивается любви красавицы Дианы. В этом фильме Караченцов вызывает жалость, так как тщетно пытается добиться руки и сердца неприступной красавицы. Пышные костюмы и ухоженная внешность, которой он придает такое значение, только усиливают эффект. Караченцов в этом фильме впервые поет на телеэкране. Его баллада «Венец творенья, дивная Диана!..» спета уже хорошо поставленным голосом. Видимо, сказались вокальные уроки артиста, которые он брал для своих театральных ролей.
Фото: ТАСС
Исполнительный помощник главаря мафии Урри, «Приключения Электроника»
«Я с детства был послушным ребенком золотушным. Я не любил проказы, но обожал приказы», – поет спортивного вида молодой парень, мча на своем мотоцикле в далекую Москву, чтобы похитить робота Электроника – уникальное изобретение русского профессора. Караченцов играет Урри, помощника мафиози, который хочет ограбить городскую ратушу. Урри носит тесные джинсы, кожаную куртку и на протяжении двух первых серий он неотступно следит за Электроником и его другом и близнецом Сыроежкиным. Несмотря на то, что ему все-таки удается похитить Электроника и доставить его шефу, в конце он раскаивается и помогает мальчику-роботу сбежать. Урри у Караченцова получился совсем не страшным, а наивным и добрым бандитом. Его партнеры по площадке, Юрий и Владимир Торсуевы, которые сыграли Электроника и Сыроежкина, рассказывают, что в процессе съемок Караченцов общался с ними не как с подростками, а как с партнерами по площадке.
Верный ковбой Билли Кинг, «Человек с бульвара Капуцинов»
«Билли, заряжай!», – произносит раненый Джонни Фест (Андрей Миронов) своему другу по сюжету – Билли Кингу, ковбою, который поверил в Феста и силу синематографа и помогал поднимать культурный уровень жителей городка на Диком Западе. Билли по сюжету – крепкий парень с накаченным торсом и стальными мускулами, который любит выпивку, драки и женщин. После встречи с Фестом он меняется – становится более чувствительным к прекрасному. «Живут же люди! – говорит он. – Влюбляются, ходят в театры, в библя… …в библио-те-ки!». Эту роль сначала хотели дать Алексею Жаркову, но когда Караченцов снялся в пробах, все увидели, что именно он должен играть Билли Кинга. То, что у него не было атлетического телосложения, не повлияло на решение режиссера Аллы Суриковой: его брутальность, идущая изнутри перекрыла все «недостающие» мышцы, а та трогательность, с которой он относится к своему другу, сделала эту роль настоящим шедевром.
Благородный убийца Джефферсон Хопп в «Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне»
В фильме о приключениях знаменитого британского сыщика Шерлока Холмса Караченцов сыграл довольно небольшую, но запоминающуюся роль. В серии «Кровавая надпись» он воплощают американца Джефферсон Хоппа, который мстил бывшим членам секты мормонов – убийцам своей невесты Люси Ферье. В качестве орудия мести у него было две пилюли: одна – с ядом, вторая – пустышка. Своим обидчикам он предлагал выбрать одну из них, а вторую выпивал сам. Но однажды ему приходится пустить в дело нож, когда один из его противников отказывается пить пилюлю и пытается сбежать. Всю эту историю Холмс распутывает почти полностью. Недостающие детали ему рассказывает сам Хопп, попавший в руки частного сыщика. Сцена признания Хоппа никого не оставляет равнодушным, ведь в ней мы видим не жестокого убийцу, а отчаявшегося на правосудие человека, решившего вершить закон самостоятельно.
Фото: Олег Иванов,ТАСС
Жулик-авантюрист Джефф Питерс, «Трест, который лопнул»
В роль пройдохи-предпринимателя Джеффа Питерса – знаменитого героя новелл О. Генри – Караченцову приходится много петь. И получается великолепно. «Песенка от трех китах», «Ярмарка, базар, продажа», «Огни большого города» – все эти композиции на стихи Наума Олева могли стать настоящими хитами. Джефф Питерс и его друг Энди Таккер (которого играет литовский актер Регимантас Адомайтис) разъезжают по небольшим американским городишкам, проворачивая свои хитроумные аферы, направленные исключительно та то, чтобы подзаработать деньжат. То есть не заработать, а отнять более-менее честным способом у сограждан. Эти уморительные персонажи умудряются сами попадать в свои же ловушки: то Энди купит втридорога свинью, которую Джефф пытается продать в местный цирк, то им приходится убегать от возмущенных покупателей их поддельной мази от прострела или не действующего «порошка от блох». Они изобретательны и пробуют самые неожиданные способы нажиться на глупых согражданах. Например, основывают поддельное брачное агентство, которое помогает им увести кругленькие суммы из кошельков одиноких вдов. Кто еще мог так искрометно сыграть артистичного пройдоху, как не Николай Караченцов с его задором, пластикой, харизмой и глубоким красивым баритоном? Здесь расцвел комедийный талант артиста, и фильм вошел в золотую коллекцию классики советского кинематографа.
В 1989 году Николай Караченцов получил звание Народного артиста РСФСР, в 2003 году стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации. Профессиональный путь артиста прервался в 2005 году, когда он попал в ДТП и получил тяжелую травму головы. После этого он проходил лечение, в том числе в Китае и Израиле, но так и не восстановился полностью. Актер скончался в реанимации 62-й больницы в Москве.