Дорогой дядя Стэн: не стало патриарха индустрии комиксов
В уже далеком 1994 году не стало Джека Керби – художника, который подарил миру Халка, Людей Икс и Фантастическую Четверку. Летом этого года умер Стив Дитко – создатель дизайна Человека-Паука и Доктора Стрэнджа. Комикс-индустрия потеряла личностей невероятных масштабов. Гении отдали нам свои лучшие фантазии в молодости и мирно ушли в ранге легенд. Но со Стэном все совсем не так.
Если уж Керби и Дитко были легендами комикс-цеха, Стэн Ли уж точно был небожителем. Из тех, кто почиванию на лаврах предпочитает каждодневный труд. Да, это он принял Marvel Comics в сложный период и сумел вывести издательство из послевоенного кризиса своим чутким руководством. Да, это под его началом Керби, Дитко и еще десяток талантливых художников создавали свои произведения. При этом Стэн никогда не останавливался на своем грандиозном успехе.
Шутка ли, ему было далеко за 80, когда маэстро решил впервые попробовать себя в создании японской манги и веб-комиксов. А уж эти бесконечные камео в фильмах, даже после тяжелой болезни, вообще заставляли воскликнуть: «Да дядя Стэн еще всех нас переживет!». И правда: как вообще всеми любимого Стэна Ли может не стать? Оказалось, может. Он умер на 96 году жизни, совсем немного не дожив до очередного дня рождения. «МИР 24» вспоминает путь патриарха комиксов.
От Стэнли Либера до Стэна Ли
Семья Либеров мигрировала в США из Румынии. Еврейским общинам на стыке веков там жилось тяжело, поэтому за американской мечтой из восточной Европы гнали без задней мысли. Еще и получилось неплохо обжиться на Манхэттене. Впрочем, свои коррективы внесла Великая депрессия.
Родиться в Америке 20-х – не самая большая удача. Работы было мало, отец Стэна Джек вроде бы обладал прикладной профессией портного, но заказы получал крайне редко – хватало разве что на жилье и еду. Чтоб зарабатывать на любимые приключенческие романы и походы в кино, молодому парню пришлось подрабатывать с малых лет.
Фото: FA Bobo/PIXSELL/PA Images / Hahn Lionel/ABACA USA
Писатель некрологов для газеты и пресс-релизов для центра лечения туберкулеза, доставщик сэндвичей, офисный помощник на фабрике по производству штанов, билетер на Бродвее – много ли взрослых могут похвастаться таким послужным списком? У Стэна трудовая книжка была исписана уже к 16 годам. И все же ему слишком хотелось заниматься написанием собственных историй, чтобы долго задерживаться на одном месте.
В 1939 году дядя помог ему устроиться ассистентом редактора в Timely Comics. Да, то самое издательство, которое первым начало рисовать комиксы о Капитане Америке. В журнале об этом супергерое и состоялся писательский дебют Стэнли Либера. Правда, у парня были большие планы на будущую литературную карьеру, ему не хотелось, чтобы имя ассоциировалось с комиксами широкого потребления. Пришлось использовать псевдоним Стэн Ли.
Упадок и триумфальное возвращение
Возможно, не самой разумной идеей со стороны владельцев Timely было поставить временным главным редактором 19-летнего парня, но именно такое решение было принято в 1942 году. Правда, насладиться браздами правления Стэн не сумел: его забрали в армию. Будущий легендарный комикс-сценарист прошел всю американскую кампанию Второй мировой. Сначала он был связистом, затем отправился в штаб, чтобы рисовать мультики для поддержания духа в армии.
После победы в 1945-м Стэн вернулся к своим обязанностям. На протяжении следующих 15 лет он писал все подряд – начиная от пропагандистских комиксов про Корейскую войну и заканчивая романтическими историями про вольнодумных красоток и опрятных парней. Дела у издательства не шли, комиксы заняли примерно такую же нишу, в которой сейчас находятся газеты со сканвордами: нужны, чтобы чем-то занять себя в дороге, а затем сразу выкинуть в ближайший мусорный бак. Справиться с проблемами внезапно помогло издательство DC.
В 1956 году с истории про обновленного Флэша начался Серебряный век комиксов. Что изменилось? Да просто акцент в супергероике сместился с бесконечного экшна на эмоции и чаяния героев. Они больше не были куклами с суперспособностями. Теперь люди в смешных трико могли переживать и радоваться, бояться и проявлять безрассудство. Каждый герой стал личностью. Тренд подхватил и Стэн Ли.
Timely успело несколько раз сменить название – и остановиться на Marvel Comics. Именно под этим названием издательство выпустило свой первый комикс, который прогремел на весь мир. Fantastic Four #1 вышел в 1961 году. После оглушительного успеха последовали собственные серии про Человека-Паука, Людей Икс, Тора, Железного человека, Халка и других популярных и по сей день героев.
Фото: Zuma\TASS / Demian Chavez
Стэн взял всю работу на себя: он писал сюжеты для большинства основных серий, он помогал художникам, писал ежемесячные колонки и отвечал на письма поклонников. Никакого официоза: в знаменитых Bullpen Bulletins фанаты из младшей школы обращались к автору просто: «Дорогой Стэн». Ли отвечал в легкой манере, будто вышел просто поболтать о новых комиксах как о погоде. А за замеченные в выпусках ошибки автор обязательно выдавал специальный «Не приз». Никогда еще детям не было так приятно не получать ничего в подарок.
Стэн в комиксах о супергероях впервые не стал ограничиваться супергероями. Он поднимал актуальные и важные темы. Его персонажи спорили о войне во Вьетнаме, переживали об итогах заседаний ООН и президентских выборов. Люди Икс были отличной метафорой о непринятых обществом из-за своей природы подростках, Халк рассказывал о жизни с расстройством личности, в Человеке-Пауке представили сюжет о вреде наркотиков. А еще именно Стэн показал миру первого чернокожего супергероя – Черную Пантеру. И это во все еще довольно расистские 1960-е.
Продажи резко подскочили, комиксами от Стэна Ли зачитывались и взрослые, и дети. Началась эпоха Marvel.
Из писателя в издатели
В 1972 году Стэн понял, что ему становится скучно и одновременно тяжело писать ежемесячные выпуски комиксов. К тому же, в Marvel оказался прекрасный набор талантливых авторов. Ли стал издателем и с тех пор возвращался к авторству лишь по особым случаям. Несмотря на это, абсолютно все комиксы с тех пор и по сей день помечаются фразой «Стэн Ли представляет».
Некоторое время автор действительно просто наслаждался своей популярностью. Ездил по университетам с лекциями, выступал на всевозможных конвенциях, приходил на телевизионные шоу. К новому этапу развития своего издательства он приступил ближе к 1980-м. Тогда он переехал в Калифорнию и решил посвятить себя развитию Marvel на медиарынке. Фильмы, мультсериалы, сопутствующие товары – Стэн занимался сразу всем, стараясь не упускать детали.
В это же время он успел недолго поработать директором издательства. Правда, оказалось, что эта должность больше про цифры. А Ли интересовал креатив.
Именно этот период в жизни Стэна подарил нам все фильмы и мультфильмы 80-х и 90-х, а также заложил фундамент для будущих больших проектов и настоящих киноуспехов, которые пришли с XXI веком.
Неутомимый трудоголик
Фото: Zuma\TASS / Ringo Chiu
К 2000-м годам Стэн начал приближаться к отметке в 80 лет. И, кажется, в этот момент его талант и любовь к творчеству не переставали раскрываться. Он один за одним создавал новые комиксы (даже для конкурентов DC серию успел написать), участвовал в производстве фильмов, в том числе в качестве актера в небольших сценах. У фанатов появилась игра Найти Стэна Ли. Проверьте сами, мастер есть в каждом фильме Marvel.
Он бесконечно пробовал себя в новых жанрах: например, в манге Heroman или мультфильме для взрослых Stripperella. Помогал создавать ТВ-шоу, мюзиклы и даже был соавтором нескольких серьезных книг, номинированных на различные международные премии.
В конце концов, он неустанно общался с фанатами. Долгое время отвечал на письма, а когда в 2016 году частично потерял зрение – стал еще чаще выходить в свет, приезжать на различные мероприятия и даже записывать еженедельные видеообращения в Instagram. Вот одно из последних.
Но главная его «должность» – символ всего издательства. Marvel – это Стэн Ли. Стэн Ли – это Marvel. Даже несмотря на то, что компанию уже очень давно выкупил Disney, а сам Стэн в последние годы имел к ней опосредованное отношение, все равно никто не ассоциируется с Marvel так, как Стэн. В этом плане он стал, пожалуй, одним из главных супергероев издательства, наряду с Человеком-Пауком и Капитаном Америка. Даром что уже не раз сам появлялся на страницах комиксов.
Нет, без Стэна Ли комиксы не перестанут выходить, не исчезнут. Они не потеряют то, за что их так любят фанаты. Новые талантливые авторы продолжат приходить, многие великие истории, достойные премии Айзнера, у Marvel еще впереди. Но без Стэна даже прежнего уровня истории будут казаться немного другими.
Впереди еще как минимум три фильма, в которых Стэн Ли успел сняться: новые «Мстители», «Человек-Паук» и «Капитан Марвел». В комиксах он наверняка будет появляться в качестве отсылки еще долгие годы. А еще в 2022 году мир будет отмечать столетие мастера. И, поверьте, фанаты отметят круглую дату так, что ни у кого не останется сомнений: дядя Стэн будет жить вечно.