Как правильно провести Рождественский пост
28 ноября у всех православных верующих начинается Рождественский пост. Он продлится ровно 40 дней и окончится 7 января, в праздник Рождества Христова.
Пост – это не только время добровольных самоограничений, не только период, предназначенный для внутреннего сосредоточения и подготовки к важнейшему празднику церковного года – к Рождеству. Это еще и время важных открытий о самом сокровенном: о себе самом и своем месте среди людей. Время, когда открываются новые истины и новые пути развития. Так что это очень светлый, важный и очень ресурсный период. Ведь не зря же и дети, и взрослые перед Рождеством так ждут чудес.
Как выбрать для себя меру поста
Какие ограничения накладывает на верующих пост, рассказал корреспонденту «МИР 24» священник, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Георгий Кочетков. «В это время положено отказаться от всей скоромной пищи – то есть от мяса, молочных продуктов и от яиц, – говорит он. – Пост во все времена предполагал ограничения в пище, воздержание от развлечений, особые усилия в молитве и милостыне. Согласно канонам православной церкви, в пост и до самого окончания рождественских святок не принято также жениться и выходить замуж, более того, в этот период предполагается воздержание от брачных отношений».
Разрешены все продукты растительного происхождения: фрукты, овощи и корнеплоды, грибы, каши на воде. Допускаются также морепродукты. Послабления в пост разрешены тем, кто занят на тяжелых физических работах, а также больным, путешествующим, маленьким детям, беременным и кормящим женщинам.
«Рождественский пост не считается строгим, – говорит Георгий Кочетков. – Согласно церковному уставу, четыре дня в неделю – кроме понедельника, среды и пятницы – можно есть рыбу, а в новогоднюю ночь приняты послабления, их меру каждый верующий определяет для себя самостоятельно, по совести. Что же касается алкогольных напитков в праздник – христианская традиция не запрещает вино, но призывает соблюдать меру».
Часто у тех, кто постится, возникают затруднения, как им вести себя с непостящимися друзьями и коллегами, как не выставлять свой пост напоказ. Например, нужно ли поститься в гостях, нужно ли, принимая не постящихся гостей, готовить им скоромное? Нужно ли вообще сообщать окружающим, что ты постишься? Тем более, что на последнюю, самую строгую неделю поста приходятся Новый год с его непременными застольями.
Фото: Андрей Корыгин, Мир 24
Что можно и что нельзя делать в этот период
И все же в пост главное – не то, что мы едим или не едим, а то, как мы себя ведем, какие духовные усилия предпринимаем, чтобы стать лучше, чище, терпимее. То, как мы работаем над собой, чтобы не злиться, не завидовать, не раздражаться и не сеять смуту – ни в реальном, ни в виртуальном мире.
По словам священника, в христианской традиции пост прежде всего был нужен тем, кто готовился участвовать в таинстве крещения и собирался начать церковную жизнь. Пост, в древности семидневный, был кульминацией катехизации, или оглашения – длительной подготовки, которая состояла из бесед, наставлений, размышлений над Евангелием и заканчивалась крещением и вступлением новокрещеных в церковь. Этот момент считается рождением в Жизнь Вечную тех, кто обрел веру. Массовые крещения в древности проходили всего один или два раза в год, и как раз в дни самых главных христианских праздников. Сейчас в православной традиции пост продолжается сорок дней и называется Рождественским или Филипповым, поскольку его начало приходится на день памяти святого апостола Филиппа.
Фото: Максим Кулачков, Мир 24
Какую же внутреннюю работу должен совершить человек за время Рождественского поста, что изменить внутри себя? «Главное – сосредоточиться, собраться, подумать о том, что в твоей жизни суета, а что главное, каково твое место перед Богом и каково место Бога в твоей жизни, – говорит священник Георгий Кочетков. — Некоторые люди специально берут на пост дополнительные задания. Например, что-то важное прочитать, или завершить какое-то доброе дело – не для себя, для другого. Смысл поста в освобождении от того, что может порабощать человека, опустошать, зацикливать на себе, отвлекая его внимание от главного – от служения Богу и помощи ближнему. Конечно, в пост надо ограничивать и развлечения, и особенно – пребывание в социальных сетях, виртуальном пространстве. Избавляться от всего, что связано с вредными привычками, зависимостями и грехами. Но никто не говорит, что в пост нельзя, например, праздновать день рождения. Просто делать это нужно чуть сдержаннее».
Как объяснить смысл поста детям
О том, как донести до детей понимание, в чем смысл Рождественского поста, рассказала корреспонденту «МИР 24» православный педагог, культуролог Анастасия Абрамова. «Очень важно, чтобы даже самые маленькие дети задумались о том, чего Господь хочет от человека, – говорит она. – Что может ребенок принести в дар Иисусу, что может его порадовать? Вспомним слова: «Даждь ми, сыне, твое сердце». Как отмыть сердце, чтобы оно стало чистым? Дети школьного возраста уже могут внимательно, честно и мужественно вглядываться в то, что происходит в душе. И все, что вызывает чувство стыда и неловкости принести на исповедь: открыть, исповедать, попросить помощи Божьей, чтобы дальше этот груз за собой не тащить. А с детками помладше, которые еще не вошли в возраст исповеди, можно договориться каждый вечер оглядываться на прожитый день рождественского поста и думать, как он прошел. Что произошло такого, что радовало сердце, а что, возможно, омрачало мамино сердце, гасило ее улыбку».
Итак, самое главное, что мы берем с собой на дорогу к Рождеству – это, во-первых, участие во всем том, с чем обращается к нам церковь – в церковных службах в первую очередь. Второе – это совестливый, честный взгляд внутрь самого себя, включая раскаяние от всего сердца. Мы берем с собой участие в таинствах, в святом причащении, в делах милосердия. Это то, что действительно придает смысл, содержание, преобразует человеческую личность на пути ко Христу. А все остальное – Новый год, подарки, гости – все это очень важная часть нашей традиции, но все это теряет всякий смысл, если в сердце нет Христа.