За что любят и ненавидят Александра Солженицына
Александр Исаевич Солженицын – пожалуй, самый противоречивый писатель в современной российской истории. Настолько разное отношение к одной и той же личности можно встретить разве что в разговорах о политике. Впрочем, самого Солженицына принято не отрывать от политики – да и сам он, кажется, не был против.
В этом году Александру Исаевичу исполнилось бы 100 лет. Масштаб личности очевиден, кажется, всем. А вот споры о том, расценивать ли писателя со знаком «плюс» или «минус», идут до сих пор. Для одних он – икона и настоящий патриот. Для других – чуть ли не предатель родины.
Впрочем, и поклонники, и недоброжелатели – неотъемлемая часть непримиримого борца за свои идеалы, которым был Солженицын. К столетию писателя «МИР 24» собрал самые противоречивые истории, за которые любят и ненавидят Александра Исаевича.
Арест за идею
С детства Солженицын выступал против ряда атрибутов советской власти. А как могло быть иначе, если его семья серьезно пострадала в результате репрессий? Молодой Саша отказывался быть пионером, постоянно носил нательный крестик и посещал церковь, за что в школе ему регулярно выписывали выговоры. Но советская система умела сломить и не таких идейных людей.
Вследствие агрессивного насаждения коммунистической идеологии в школе, Солженицын все же сдался и к юности стал всерьез интересоваться марксизмом-ленинизмом. Он вступил в комсомол и был прилежным учеником. Даже в церковь ходить бросил. А во время Второй Мировой и вовсе был отличным солдатом, офицером с наградами. Одна вещь не давала покоя будущему писателю – ему ужасно не нравилось то, куда ведет страну Иосиф Сталин.
«Пахан предал заветы Ленина», – примерно такого содержания письма отправлял Солженицын своему другу Николаю Виткевичу. Паханом он называл Сталина. В результате письма вскрыли, прочли, а Александр Исаевич был в течение нескольких месяцев вызван на Лубянку, хорошенько «допрошен» и отправился в исправительно-трудовой лагерь на восемь лет. Стоит отметить, что он был лишь одним из многих подобных заключенных.
Противники Солженицына говорят, что будущий писатель прекрасно знал, что вся корреспонденция читается. Поэтому нарочно писал порочащие честь Сталина заметки другу, чтобы устроить провокацию и стать показательной «жертвой режима». Был ли у Александра Исаевича злой умысел, сейчас уже невозможно точно установить. Но самые интересные события происходили уже после освобождения писателя.
Ссылка и «Раковый корпус»
Вместе с восемью годами лагерей, Солженицына приговорили и к вечной ссылке, которую он отбывал на юге Казахстана. Там писатель работал учителем математики и пробовал писать первые зарисовки к своим будущим романам.
За время отбытия наказания Александр Исаевич полностью разочаровался в привитом ему в школе коммунизме. И вернулся к корням – православно-патриотическим идеям. Он стал одним из первых людей, которые вслух говорили о необходимости создания русского национального государства. За что и любим многими людьми со схожей идеологией.
Скептики считают этот период одним из главных «антисолженицынских» аргументов. В 1952 году, еще в лагере, у Александра Исаевича обнаружили семиному. Его прооперировали и спасли. Правда, затем раковая опухоль вернулась. И снова писателя совершенно бесплатно направили в онкологическую клинику в Ташкенте и вновь смогли вылечить. И это все для осужденного человека! Вот, мол, гуманность советской власти. Позже ташкентские события легли в основу книги «Раковый корпус».
Нобелевская премия
После реабилитации и начала хрущевской «оттепели» у Александра Исаевича началась совсем другая жизнь. Жизнь настоящего писателя. Всего за несколько лет он написал практически все свои классические произведения: «В круге первом», «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» и другие. Он познакомился с рядом именитых писателей вроде Твардовского и Шаламова. Но самое главное – его начали публиковать.
Стоило ли давать Солженицыну Нобелевскую премию, зачем-то спорят до сих пор. Сам писатель, в общем-то, признавал, что премия получилась скорее политической. Да и на родина сыграла с ним злую шутку: травля после награды 1970-го года только усилилась. У него изымали романы, пытали его помощниц, в конце концов, писателя пытались убить с помощью смертельной инъекции. Но до очередного изгнания Солженицын все же дожил.
У противников Александра Исаевича позиция однозначная: Нобелевская премия Солженицыну – элемент антисоветского заговора капиталистических стран. Говорят, что литературных способностей у писателя никаких не было, а «Нобелевку» выписали за то, что он, якобы, наврал с три короба о жизни в советских лагерях.
Антисоветчик или антизападник?
Скептически настроенные к Солженицыну читатели уже давно повесили на него ярлык виновника развала Советского Союза. Говорят, что ненавидел он все советское, страну свою не любил, граждан не уважал. Да и вообще, книги свои на деньги Запада писал. Мнение, мягко говоря, популярное и в современной России. А уж двадцать-тридцать лет назад это была всенародно поддерживаемая позиция.
С другой стороны, взаимная нелюбовь у самого Александра Исаевича образовалось и с Западом. В своих речах и статьях он высказывал, прямо скажем, националистические и антидемократические идеи. Выступал за обустройство русского государства, открыто поддерживал многих тоталитарных лидеров мира.
Солженицын прямо обвинял Запад в том, что Россию захватил коммунизм. Чуть позже он стал выступать резко против экспансии НАТО. Писатель говорил, что американцы развертывают свои военные базы вокруг России, чтобы лишить ее суверенитета. Не зря Владимир Путин назвал Солженицына «органичным и убежденным государственником».
Александр Исаевич умер десять лет назад, 3 августа 2008 года. До сих пор мы еще не можем до конца оценить то влияние, которое он оказал на российскую историю. С годами все положительные и отрицательные стороны сгладятся. Останется только понимание значимости Солженицына-писателя и Солженицына-публициста.