Среди представителей российского духовенства множество людей, которые занимаются служением в самом разном понимании этого слова. Они идут к тем, кто в них нуждается где бы то ни было и ведут множество разной миссионерской, воспитательной и социальной работы. Одной из многочисленных форм церковной проповеди, как выяснилось, может быть и исполнение песен в музыкальном коллективе. Знакомьтесь: православный священник Дмитрий Николаев, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке Москвы, создатель группы «Летучий корабль». «МИР 24» выяснил, зачем православному батюшке музыкальная группа, и не противоречат ли друг другу такие разные сферы деятельности.
– Отец Дмитрий, вы православный батюшка и одновременно музыкант, создатель группы, автор песен и музыки. Не мешают ли друг другу столь разные занятия?
В общем-то занятие у нас у всех одно – спасти свою душу всеми доступными средствами. Жить так, чтобы Богу доверять, ближних своих беречь, честно делать свое дело, таланты, данные нам Богом, в землю не зарывать. Если так выстраивать себя, то чем бы ты ни занимался, все будет проходить через сито твоих внутренних установок и нанизываться на стержень, которым для верующего человека является Христос. Поэтому я бы не стал противопоставлять эти занятия.
Все, что мне выпадает делать в жизни, я стараюсь воспринимать как служение. Просто проявления его могут быть разные. Молитва в храме, семейная жизнь, посещение больных на дому и в больнице, работа с документами и людьми в церковном министерстве, экспедиции на Север, творческая работа со словом, изображением, звуком – все это формы служения, в которых мне доводилось находиться и раньше, и теперь.
Правда, есть одно «но» — нужно регулярно задавать себе вопрос: «Сейчас ты служишь Богу или себе?». И если мы говорим о музыке в моей жизни, стараюсь наполнять ее смыслами, не спекулировать на религиозных терминах и делать профессиональный продукт, внешне имеющий форму популярной музыки, но в то же время не являющийся развлекательной музыкой.
Стремлюсь к тому, чтобы в человеческой душе происходили изменения, о которых Пушкин когда-то сказал: «и чувства добрые я лирой пробуждал». Понимаете, вокруг очень много музыки, которая пробуждает совсем другие чувства. А чтобы по Пушкину — такой, к сожалению, не очень много. Но душа человеческая хочет добра и света.
– Как вы определили бы жанр, в котором вы играете?
Как правило, музыканты не могут ответить на этот вопрос. Ответ на него — удел критиков и слушателей. Когда создаешь музыку, она начинает жить своей жизнью и уже сама диктует, какой ей стать. А намеренно загонять себя в стилистические рамки – значит что-то потерять в творческом процессе. В случае группы «Летучий Корабль», это видимо слияние бит-музыки, рок-н-ролла, арт-рока. И хотя я (как раз намеренно!) стараюсь в этом проекте обойтись без джазовых элементов, но они всё равно проникают в песни, потому что долгие годы джазовый язык был для меня родным.
Фото и видео: из архива священника Дмитрия Николаева