Как таджикская вышивка чакан покорила мир современной моды
Таджикская вышивка чакан внесена во Всемирный репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Все документы для номинации были переданы в ЮНЕСКО еще пять лет назад. И вот сейчас древний яркий орнамент занял свое почетное место.
Древний чакан на современный лад
Таджикский дизайнер Хуршед Сатторов уже давно известен за рубежом. Он постоянный участник различных показов. И именно его коллекция представляла чакан на ежегодной сессии в ЮНЕСКО, которая проходила на Маврикии. Яркий орнамент и стиль ручной вышивки понравились жюри. Оценили также древний узор и интерпретацию в современной манере. Хуршед говорит, что такой рисунок подчеркивает женственность и стиль. Но самое главное: его коллекция «Чакан» – это дань предкам. Ведь она пропагандирует культурное наследие таджиков не только внутри страны, но и в мире моды в целом.
Хуршед Сатторов лично рисует эскизы, древние узоры дополняет своими, при этом не изменяя канонам сложившегося орнамента. Он долго изучал работы именитых мастериц, поэтому проникся не только любовью к этому рисунку, но и овладел техникой вышивания, узнал смысловые значения. Он много уделил внимания цветовой гамме полотна и нитей.
«В орнаменте всегда должен присутствовать белый цвет, это как говорят у нас – орзухоинек, то есть надежда на светлое, доброе и счастливое. Красный – знак огня, защита от злого», – говорит дизайнер.
История чакана
Вышивку чакан раньше, в основном, использовали в горных районах Таджикистана. Сегодня орнамент охватил все регионы республики. На Памире, на востоке страны, его вышивают на белой материи. На севере применяют сочетание двух цветов, например, желтая ткань и черный узор. На западе республики фон для рисунка выбирают зеленый. А вот на юге (в Хатлонской области) предпочтение отдают красной основе и ярким нитям. Кстати, именно юг, а точнее город Куляб, считают родиной чакана. Наверное, поэтому здесь он такой красочный, напоминает раннюю весну и жаркое лето.
Правда, никто не знает, когда именно появился чакан. Но историки его относят к периоду зороастризма, связывая с культом солнца и олицетворением четырех начал. Ведь основа узора – очертания круга. Он может быть один или несколько, но остальной орнамент является дополнением и ложится стежок за стежком вокруг. В целом, рисунок похож на распустившийся цветок. А вот если приглядеться, то «Чакан» состоит из элементов. Это не просто красивый узор, вышитый гладью – это пожелания. Например, солнце – это свет и тепло, знаки вечности и воды – символы рождения, плодородия и свежести. Голубые волнообразные линии олицетворяют долгую жизнь. Изображение перца отпугивает злых духов и оберегает от дурного глаза.
Жительница Куляба Обидамо Бурхонова говорит, что важно понимать смысл узоров. Ведь всё должно сложиться в единую картину и гармонировать друг с другом. Иначе – это не чакан, а не замысловатая вышивка. Не отрываясь от полотна, она добавляет, что эта работа трудоемкая и требует усидчивости и терпения. На пару объемных узора на платье уйдет дня три-четыре, а вот на панно и двух недель может не хватить.
Обычно изготовлением чакана занимаются две мастерицы. Пока Обидамо Бурхонова вышивает, её дочь наносит узор. Она - каламкаш, что в переводе с таджикского – рисовальщица. Именно она обозначает и тона будущего рисунка.
Обычаи
Чакан в Таджикистане популярен, особенно если он выполнен вручную. Считается, что, если костюм сделан с душой и в орнамент вложена сила, то чакан будет играть роль оберега. Он встречается на тюбетейках, сумках, картинах, посуде и покрывалах. Есть даже выражение «куртаи Чакан», что в переводе значит платье-чакан, то есть с этим орнаментом. Оно просторное, с широкими рукавами. В старину ими обмахивались, когда было жарко. Сейчас такой наряд можно увидеть чаще только на сцене. Современные представительницы прекрасного пола предпочитают приталенную одежду покороче. В Таджикистане чакан ассоциируют не только с вышивкой, но и с танцами. Движения должны быть яркими и динамичными как на родине чакана – в Хатлонской области.
По старым преданиям, раньше в широкие расшитые рукава такого платья закидывали сладости и дома раздавали детям, желая достатка и своему дому, и хозяевам, которые угостили конфетами. Старожилы вспоминают, что когда в Кулябе рождалась девочка, мама или бабушка вышивали рукав от будущего платья и прятали в сундук. В будущем она должна была сама сшить всё платье и довести до конца орнамент. Родные считали, что тогда чадо вырастет здоровым и хозяйственным.
Став старше, девушка приступала к чодари, то есть к свадебному покрывалу. Оно похоже на расшитое сюзане. Его держат над парой, когда провожают молодую невесту в дом жениха. Эта традиция сохранилась до сих пор. Его могли вышивать несколько лет. Ведь размеры схожи с небольшим ковром, два на два. Каким бы не было современным и дорогим платье на свадьбе у невесты, в дом родителей жениха молодая сноха всегда надевает национальный наряд с узором чакан. Он может быть как белым, так и красным.
День Чакана – будущее чакана
Сегодня в Таджикистане часто проводят ярмарки ремесленников, где обязательно представлена продукция с чакан. Это название получил и Международный фестиваль мастеров. Провели его впервые, но организаторы обещали сделать традиционным. Чтобы понять, насколько этот орнамент важен в культуре таджиков, в республиканском календаре зафиксировали новый праздник – день Чакана. И пусть не отмечен красным цветом, он и без этого очень яркий. Отмечать намерены в середине лета, скорее всего, чтобы орнамент показал всю силу и под солнечными лучами заиграл всеми своими цветами. А их в нём, как шутят этнографы, больше чем в радужной палитре.