Сегодня Крещенский Сочельник, а завтра Крещение Господне — один из самых больших и важных православных праздников. О том, что будет происходить в церкви сегодня и завтра, а также о том, в чем смысл крещенских купаний и как правильно приступать к ним, рассказал в интервью «МИР 24» священник, клирик храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово Павел Огрызков.
— Ни один другой православный праздник не вызывает такого развеселого отклика, как Крещение. Как вы к этому относитесь?
Крещение – великий праздник, в который мы вспоминаем о том, как Христос приходит на реку Иордан и принимает новый обряд, который уже сложился в Палестине к тому времени и закрепился как необходимый для каждого иудея обряд крещения. Его установил Иоанн Креститель. И вот когда Христос приходит к реке и входит в ее воды, то случается чудо – река Иордан начинает течь в обратную сторону, и люди оказываются свидетелями тому, как с небес видимым образом сходит на этого, пока еще малоизвестного человека, Дух Святой в виде голубя. И раздается голос с неба, голос Бога-Отца: «Сей есть сын мой возлюбленный, о котором я говорил вам».
По церковной традиции и по церковному учению, этот праздник связывается с великим освящением воды. Ведь вода – это то, что дает жизнь всему живому на Земле. Пришествие в мир Христа и освящение им воды явилось освящением всего безгласного мира, но пока еще не человека, ведь спасение человека свершится позже.
Поэтому праздник Крещения очень глубокий, святая вода всем очень близка, все знают, как ею пользоваться. Поэтому даже те, кто еще не воцерковлен и не начал с пониманием относиться ко всему, что происходит в церкви, все равно сохраняет верность традициям своих предков и помнит, что этот день – день особый, и нужно непременно получить святую воду, которая в жизни обязательно пригодится.
— Как нужно готовиться к празднику Крещения, как следует провести крещенский Сочельник?
По церковной традиции Сочельник – это день особого строгого поста. Сочельник берет свое название от слова «сочиво». Так назывались замоченные в воде зерна пшеницы или иных злаков, которые употреблялись с сушеными или вялеными фруктами и с медом. То есть еда в этот день даже не проходила температурную обработку, употреблялось все в сыром виде, и этот день считался строгим постным днем. И люди верующие сейчас стараются в Сочельник ничего не вкушать. А кто не может этого себе позволить, тот держит строгий пост и таким образом приготавливает себя к празднику Крещения.
Утром в Сочельник в церкви служится особая продолжительная служба. В древней Церкви в этот день совершалось таинство крещения новых ее членов, поскольку таких дней, когда можно было крестить новых верующих, было совсем немного. И к этим дням крещаемые долго готовились: проходили оглашение, постились, а затем принимали таинство крещения. И до сих пор церковная традиция сохранила утром в Крещенский Сочельник ту самую длинную торжественную службу. Обычно в течение этой службы и происходило крещение, чтобы новые члены Церкви в конце могли приступить к таинству причастия. Поэтому верующие люди проводят Крещенский Сочельник благочестиво и посещают эту длинную утреннюю службу.
— Почему Крещение называют еще Богоявлением? Это один праздник, или их два?
Это два наименования одного и того же праздника. Объясню почему: Крещение – это день, в который крестился сам Иисус Христос, но освящение воды произошло чудесным образом, действием благодати Пресвятой Троицы. И это явилось всем людям. В этот момент Иисус, сын Божий, стоял в воде, Дух Святой сходил на него в виде голубя, и глас Отца с Небес все слышали: он говорил о Нем как о том, чье явление обещали пророки. В этот момент все люди стали свидетелями явления Святой Троицы – всей полноты Бога в его трех лицах. Поэтому этот день называется Богоявлением.
Тем, кто хочет взять крещенскую воду домой, совсем не обязательно в Крещение выстраиваться в огромной очереди за нею. Можно прийти накануне, в Крещенский Сочельник, когда очередей еще нет, и спокойно взять такую же воду. Еще раз повторю, это одна и та же вода, потому что совершается один и тот же чин освящения воды!
— Как правильно рассказать детям о празднике?
В этот день очень хорошо было бы почитать с детками совсем не длинный отрывок из Евангелия – о том, как это все произошло. Можно рассмотреть икону и объяснить, что на ней изображено. Очень хорошо рассказать им о том, как ежегодно в наши дни повторяется тот момент, который описан в Евангелии. Мы помним, что когда Христос встал в воду Иордана, то воды реки на какое-то время пошли вспять. Можно рассказать о том, что это чудо сохраняется и по сей день.
Меня в детстве в Крещение полностью обливали водичкой в ванне. Для того, чтобы традиция передавалась и закреплялась, можно ввести такое правило и в своих семьях. В полночь можно набрать воды, облиться ею самим, облить деток и таким образом приобщиться к празднику Крещения дома. Но набирать воду из-под крана и использовать ее как крещенскую, освященную, было бы совершенно неправильно. Она не может быть приравнена к той крещенской воде, которую мы набираем после великого освящения воды.
— Среди невоцерковленных людей этот праздник известен именно благодаря великому освящению воды. Что это такое?
Освящение воды называется великой агиасмой, в переводе с греческого – «великим освящением». Только в эти два дня, и больше никогда в течение года, читается особый чин освящения воды. В нем есть момент, когда священник обращается к Богу с просьбой, чтобы Господь и ныне пришел и освятил воду, подобно тому, как это произошло в Иордане.
Крещенскую воду можно использовать для питья в течение всего года: есть хорошая, благочестивая традиция начинать утро с небольшого количества крещенской воды, выпитой натощак, с молитвой о даровании благодати Божьей. Еще крещенская вода нужна для освящения дома, вновь купленных вещей и всего, что приходит в дом. Есть такая молитва – на освящение всякой вещи; если прочесть эту молитву и окропить вещи святой водой, то любой вещью можно пользоваться с уверенностью, что от нее не будет никакого духовного и любого другого вреда.
— Как относиться к крещенским купаниям? Надо ли в них принимать участие, одобряет ли это церковь? Надо ли брать у священника благословение перед купанием?
В церкви действительно есть такая традиция, верующие люди в эти дни стараются окунуться в прорубь. Конечно, если они имеют возможность и силы, а порой даже и желание: ведь это не просто – залезть в такую холодную воду. Но тот, кто несет труд, тот и получает награду. Огромна разница между ними и теми, кто идет окунуться в прорубь тоже по традиции, но не осознавая, зачем они это делают, или осознавая неправильно.
Понятно, откуда берется такое представление. В крещенской купели, когда человек принимает крещение, единственный раз в его жизни происходит очищение и прощение всех грехов, которые раньше совершил человек. Но это событие происходит лишь в таинстве крещения, а омовение или купание в день Крещения не может принести прощения грехов. Грехи прощаются в других таинствах: в таинстве покаяния, к которому нужно подходить разумно. Нужно увидеть свои недостатки, понять, что с ними вам больше не по пути, возненавидеть их, попросить у Бога прощения и помощи, и прикладывать усилия. Сами собой такие вещи не происходят.
Поэтому восприятие события купания в проруби у людей верующих и неверующих совсем разное. А ведь очень многое зависит от того, с каким настроением ты идешь на купание, и зачем ты туда идешь.
Что касается благословения, то человек верующий старается брать его как можно чаще. Через это отсекается воля человека, он начинает поступать по воле Божьей, а не по своей. Это нужно, чтобы не получилось так, что человеческое желание, стремление к какой-то цели закрыло ему глаза. Разным людям в разное время бывает что-то полезно или не полезно. Когда человек приходит к священнику, как к служителю Божьему, и складывает свою волю к ногам Господа, то Господь через священника проявляет свою волю. И священник получает внушение от Бога благословить или не благословить человека на те или иные действия.
— О чем нужно помнить и чего не стоит делать, отправляясь к проруби?
Хочется с большим сожалением и огорчением сказать, что я сам, когда бывал у проруби, часто видел, что немало людей приходило туда в крепком подпитии. Чувствовалось неуместная возбужденность: слышались матерная брань, никчемное веселье, крики неуемной радости. Вероятно, эти люди считают себя участниками некоего магического обряда, в котором нужно просто переселить себя, неважно как, прийти, плюхнуться в воду, потом выйти оттуда и решить, что они получили задел на целый год. Теперь они могут считать себя очистившимися, с прощенными грехами и защищенным здоровьем. Но это от незнания, к чему они приступают.
Верующие люди стараются идти к проруби вместе со священником. И ныряют в воду сразу после того, как священник освятил ее. И тут очень важно соблюдать настрой: он должен быть спокойным, сосредоточенным, сопровождаться молитвами. Было бы неплохо выучить коротенький, но очень глубокий тропарь праздника. Перед тем, как окунуться, хорошо прочитать его. Потом, зайдя в прорубь, перекреститься и сказать: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!» С этими словами три раза окунуться и выйти.