Краски радости: астраханцы с инвалидностью борются за полноценную жизнь
Что нужно знать человеку со второй группой инвалидности? Может ли он работать? И как ему организовать свой досуг? Ответы на эти и многие другие вопросы нашла корреспондент «МИР 24», побывав в астраханском Многопрофильном социальном центре «Содействие». При нем функционирует клуб «Касталия» для людей с неврологическими отклонениями, полученными при рождении. Чаще всего у них вторая группа инвалидности. Большинству из них нужна помощь близких в течение всей жизни.
По словам заведующей отделением организации досуга и оздоровления граждан пожилого возраста, инвалидов и детей с ограниченными возможностями Елены Давлетовой, создавалcя такой клуб в какой-то степени самостоятельно. «Ребята среднего возраста с неврологическими заболеваниями собрались под опекой общества инвалидов, но им не смогли предоставить помещение. Тогда они обратились в Министерство соцразвития и труда в Астрахани, и в результате нашему центру рекомендовали с ними заниматься», – рассказывает Елена.
Как признается Давлетова, сначала у сотрудников центра не было ни малейшего представления о том, как организовать работу так, чтобы заинтересовать взрослых людей от 25 до 55 лет. Отдельного помещения тоже не было.
«Опыта у нас на тот момент по большому счету никакого не было. Когда мы увидели ребят с неврологическими заболеваниями, мы были в какой-то степени шокированы, потому что не знали, что им нужно, и как им помочь. Хотя желание присутствовало сильное. Мы сами разработали программу и нигде ее не афишировали. Начали с двух занятий в неделю, один день посвятили развитию моторики рук и памяти, а другой – физическому развитию», – рассказывает Елена.
Просто так танцевать, ставить спектакли и разучивать литературные произведения казалось лишенным смысла, поэтому для участников центра стали искать площадки, на которых они могли бы выступать перед публикой. Так в городе появился первый фестиваль для людей с ограниченными возможностями «Краски радости».
«Им очень нравилось танцевать, не представляете, какой восторг они испытывают, если запоминают все движения. Просто так мы не могли учить стихи и песни, была именно потребность выступать. Мы искали сцены для выступлений, в результате чего родился фестиваль «Краски радости». В нем приняли участие около 70 человек с инвалидностью. Для них это был настоящий праздник», – говорит соцработник.
Некоторые участники клуба обладают особенными талантами. Например, делают картины из бисера.
Давлетова отмечает, важно, чтобы окружающие смотрели на подопечных клуба так же, как и на обычных людей. Со временем, по ее словам, это удается все лучше. «Я помню наш первый опыт, когда мы пошли в театр в качестве зрителей. Нас немного сторонились. У нас есть одна девушка, которая, например, все комментирует. Были ребята, которые не мылись, не стригли ногти, потому что считали, что это необязательно. Но мы проводили с ними постоянные беседы. Сейчас я могу им делать замечания, потому что мы давно знакомы, и они не обижаются. Понимают, что я не хочу казаться лучше них, и я им не враг», – рассказывает собеседник «МИР 24».
Но несмотря на все плюсы и постоянную работу, которая ведется в этой сфере, Давлетова отмечает, что пока общество до конца не готово принять людей с ограниченными возможностями. Даже в самом центре на этот счет существуют разные мнения.
У многих участников клуба «Касталия» рабочая группа инвалидности, поэтому им удается совмещать свою общественную деятельность с трудовой.
«Я раньше работала на швейной фабрике. Это было частное предприятие, зарплата была очень маленькая. Поэтому я оттуда ушла. Потом мне помогли устроиться уборщицей в роддом. С тех пор я там работаю 11 лет», – рассказывает Наталья.
Другие в последние годы потеряли рабочие места, а на новые их не берут. Некоторых сократили или заставили уволиться по собственному желанию, ссылаясь на то, что ведя трудовую занятость, можно лишиться пенсии по инвалидности. В регионе она чаще выше, чем зарплата на позициях, куда могут устроиться люди со второй группой.
«Я лепила и упаковывала пельмени. На работе сказала, что у меня могут быть приступы эпилепсии, поэтому меня перегружать нельзя. Мне не поверили, думали, что это отговорка. А когда приступ случился – уволили. Сказали, что по здоровью», – говорит другая участница клуба.
«Работала на двух работах, шила, меня сократили с двух. Теперь уже поздно искать», – рассказывает Елена.
Сами участники клуба говорят, что в общественных местах дискриминации они не чувствуют, главное – соблюдать правила порядка. Однако для комфортной жизни, например, не хватает бесплатного проезда в общественном транспорте и билетов со скидкой в культурно-развлекательные места, куда можно было бы пойти самостоятельно в свободное от работы или клуба время.