«Интердевочка»: в погоне за недостижимым счастьем
Фильм Петра Тодоровского «Интердевочка», который выйдет на телеканале «МИР» 16 февраля в 10.45, был снят 30 лет назад. Сегодня кажется, что речь идет о другой эпохе, знакомой кому-то только по учебникам – но удивительным образом чаяния «перестроечных голддиггерш» не просто не утратили актуальности, но и превратились в одну из доминант общественного сознания. В последующие годы философия «интердевочек» активно продвигалась в массы чуть ли не из каждого утюга, в духе рекламных слоганов «где наслаждение, там я», «я этого достойна», и прочих, ставших мемами. Другой вопрос, что относительно честные способы обеспечить себе все эти радости оставались за кадром, а потому сегодня, как и 30 лет назад, многие вкладывают в понятие «успех» то же, что и героини фильма: удачный транзит в лучшую жизнь на чужом горбу.
Недостижимая мечта
Героиня фильма – валютная проститутка Татьяна Зайцева (ее играет Елена Яковлева) мечтает уехать из «совка» в капстрану, и внезапно ее мечта сбывается. Один из ее клиентов, швед Эдвард делает ей предложение, обеспечивая Татьяне долгожданный пропуск в цивилизацию. На этом пути героиню не останавливают ни бюрократические формальности, ни слезы матери, которая, разумеется, не в курсе «профессии» дочери, но боится остаться на старости лет одна. И вот, вырвавшись за рубеж, Татьяна понимает, что счастья как не было, так и нет. Она скучает по маме, не чувствует себя в чужой среде комфортно, окружение мужа время от времени напоминает ей о ее сомнительном прошлом.
Сам муж далек от образа сказочного принца, зато к нему максимально близок дальнобойщик Виктор, с которым Татьяна знакомится в Швеции и который, как выясняется, был ее соседом по Питеру. Так стоило ли покидать родину, если счастье было там, под боком? И почему то, что выглядело счастьем, по мере достижения оказалось совсем не тем?
Идя напролом к заветной цели, человек часто не обращает внимания на детали, но дьявол, как известно, кроется в них. Героиня фильма была уверена, что любовь – не главное, на недостатки будущего мужа можно закрыть глаза, а слезы матери – не более чем блажь. Но все эти заблуждения в итоге приводят к трагическому финалу.
К тому же, удовлетворив базовые запросы – получив колбасу, машину и домик в деревне, героиня сталкивается с феноменом, описанным американским психологом Абрахамом Маслоу еще в 1943 году. Именно он впервые проанализировал иерархическую модель потребностей человека (или «пирамиду потребностей»), распределив их от базовых до высокодуховных.
Иными словами, пока интердевочка Таня мечтает об условной «колбасе», ей не до идеалов. Но насытившись и оказавшись в относительной безопасности, она вспоминает про высокие материи, включая любовь и долг.
Получается, что субъективное представление о счастье – вещь ненадежная: по мере достижения желаемого возникают все новые пазлы и задачи, а достигнутое утрачивает былую сверхценность. Именно поэтому шведский Эдик, казавшийся идеальным «транспортом» и инструментом миграции в лучшую жизнь, оказывается неидеальным мужем. Он уже сделал все, что от него требовалось, вывез девку из «совка», но на героя грез не тянет.
И это тоже типичная история: если человек воспринимается как инструмент достижения и реализации какой-то мечты, совсем не факт, что в дальнейшем в этой мечте найдется место ему самому. В качестве «транспорта» шведу прощали и жадность, и неидеальную внешность, но потом душа героини запросила большего. «Инсталлироваться» в эту фантазию, стать ее частью использованный муж не может физически, особенно на фоне внезапно ворвавшегося в их жизнь красавца-соседа из Питера.
В то же время, стадия «принятия окружающими» у героини терпит закономерный крах, который и толкает ее в прошлое, к тем, кто ее любил и поддерживал – в отличие от респектабельных шведов, которые не могут воспринимать «девку с панели» как равную. Собственно, в этом трагедия и многих современных «голддиггерш»: проникая сомнительным путем на чужбине в «высшее общество», они наивно рассчитывают сорвать джекпот и терпят множество разочарований. Как говорится, слесарю слесарево, но мало кто готов учиться на чужих ошибках.
Корень зла
Надо отметить, что «капиталистическим» ценностям в фильме активно противостоят советские. Мать героини, школьная учительница, пытается внушать дочери, что счастье – не в деньгах. Примерно тех же взглядов придерживается санитарка в больнице, женщина старшего поколения, выросшая еще при Сталине. Но выигрывают в этом ценностном конфликте по факту «валютчицы». Пока советские трудящиеся только и делают, что морализаторствуют, пьют, дерутся и пересчитывают мелочь до получки, интердевочки ни в чем себе не отказывают. Поэтому соседка проститутки – девушка из неблагополучной семьи – мечтает стать, как Татьяна: ездить на дорогих тачках с крутыми мужиками и сорить деньгами (чего впоследствии и добивается, заняв после отъезда героини ее место на валютной панели).
С другой стороны, вся эта история – не о продаже души и тела за колбасу, а о детской травме, без которой жизнь героини сложилась бы иначе, уверен психотерапевт, гипнотерапевт, кандидат медицинских наук Евгений Фомин.
Того, что о героине фильма заботится мама, недостаточно. «Мама все равно несчастна, и это несчастье она передает своей дочери. Это фильм о боли ребенка, который уже во взрослом возрасте видит пьющего, когда-то бросившего их отца, брошенную мать, и это не делает ее счастливой. Она ищет любви и таким вот образом пытается убежать от детской травмы. В том числе, выходя замуж за человека, в котором пытается обрести заботливого отца», – считает Фомин.
В итоге интердевочка погибает, как и ее мать, не вынесшая ужасной правды о профессии своей дочери. Татьяне Зайцевой так и не удалось убежать от прошлого, выбиться «в люди» и обрести подлинную любовь. Возможно, в конечном счете, вся эта история о том, что в безудержной погоне за мифическим счастьем человеку иногда стоит остановиться и задуматься не о том, куда он бежит, а от чего – но ответить самому себе на этот вопрос максимально честно. И, главное, не забывать о том, что цель не всегда оправдывает средства.