Армения берет курс на чистые технологии
Квартал Нубарашен на окраине Еревана. Во дворе спортивная площадка для детей и подростков, но здесь их не встретишь: родители запрещают. Причина – ядовитый смрад, доносящийся с мусорной свалки. Она примерно в трехстах метрах от жилых домов.
«Из-за зловония свалки дети не могут играть во дворе», – рассказывает житель квартала Нурабашен Левон Асрян.
«Мы задыхаемся. Зимой еще ничего – окна закрыты, а летом, как только оттуда немножко ветер дует, нам приходится закрываться полностью», – говорит жительница квартала Нурабашен Джульетта Осипян.
«Когда проезжаешь по дороге рядом со свалкой – нечем дышать, смрад заполняет транспорт, люди начинают кашлять, глаза слезятся», – сетует житель квартала Нурабашен Альберт Мурадян.
Курганы мусора раскинуты на территории почти в 30 гектаров. Отходы на Нубарашенскую свалку везут со всего Еревана. Ежегодно сюда завозят до 400 тысяч тонн. Свалка появилась в 50-е годы прошлого века. На сегодняшний день она не соответствует международным стандартам: нет даже ограды. Периодически здесь случаются самовозгорания или поджоги: токсичный дым загрязняет воздух. И это не единственный урон экологии.
«Когда дожди, то в подземные воды проникают различные химические соединения, в том числе и тяжелые металлы, и это тоже очень серьезная угроза для Еревана», – говорит эколог, кандидат биологических наук Карине Даниелян.
На свалке живут бездомные. Эти «генералы песчаных карьеров» сортируют мусор, который потом вывозится переработчикам. Свалка – собственность города, но деньги с продажи отходов в бюджет не поступают.
«Лицензии нет, не платят налоги: несанкционированный бизнес. Я неоднократно поднимала вопрос в мэрии и никакого ответа не получала», – отмечает Карине Даниелян.
Сначала японцы, а потом и китайцы хотели построить здесь мусороперерабатывающий завод, а также вырабатывать биогаз из отходов. Но проекты так и остались проектами. Нынешние власти столицы обещают вплотную заняться проблемой. Свалку ликвидируют, территорию озеленят и неподалеку построят современный полигон мусора. Здесь создадут и дренажную систему, чтобы сточные воды не заражали почву. Все это построят на деньги международных финансовых доноров. Стоимость проекта – 26 миллионов евро.
Городской квартал Сари Тах. В десятках метров от школы и жилых домов – стихийная свалка. Когда она появилась, местные жители и не помнят: так давно это было.
«Особенно летом свалка становится очагом инфекций. Много звонила в мэрию и мусороуборочную компанию. Но, как видно, проблема осталась. Мусор убирают, но останки автомобилей, строительные отходы – нет. Говорят – это не входит в их функцию», – рассказывает жительница квартала Сари Тах Сильва Багдасарян.
Подобных стихийных свалок в Ереване несколько. В мэрии о ситуации знают. Сейчас разрабатывают проект их закрытия и вывоза строительного мусора. Параллельно будут агитировать не сорить в неположенных местах. Если призывы не помогут, тогда ужесточат наказания, в разы повысив штрафы.
В Ереване ежемесячно убирают более 20 тысяч тонн мусора. Вывозом и санитарной очисткой занимается частная компания. По договору за их услуги мэрия в год перечисляет около 10 млн долларов. Вначале работа компании нареканий не вызывала, однако потом появились проблемы. В 2018 году периодически, особенно летом, город утопал в мусоре, его не вывозили по несколько дней. Полчища мух и бродячие собаки, копошащиеся в мусорных баках, становились переносчиками инфекций. Люди подняли тревогу, выкладывали в соцсети фотографии неубранного мусора, проводили акции перед офисом. В компании свои действия оправдывали нехваткой мусоровозов и контейнеров. После того, как за плохое выполнение работы компанию дважды оштрафовали на десятки тысяч долларов, ситуация с уборкой мусора немного улучшилась.
«Прошлым летом очень плохо работали, мусор скапливался. Сейчас же проблем нет, мусоровозы через день приезжают и убирают», – рассказывает житель Еревана Ашот Авагян.
«Сейчас, вроде бы, вовремя убирают. Но в прошлом году словно свинарник был», – говорит житель Еревана Марат Гаспарян.
Однако и сейчас есть улицы и дворы, даже в центре города, где скопившийся мусор напоминает прошлогоднюю ситуацию.
По оценке экологов, большую часть отходов в Армении составляет пластик: бутылки, тары, пакеты. В стране ежегодно накапливается около 5 тысяч тонн. В год Армения импортирует примерно 600 тонн полиэтиленовых пакетов, еще 200 тонн производит сама. Пластик опасен для окружающей среды: десятилетиями не разлагается. Подвергаясь биологическому воздействию, выделяет токсичные вещества, загрязняя почву, воду и воздух. Чтобы снизить распространение полиэтиленовых пакетов, в магазинах стали их продавать, а не выдавать бесплатно. Стали появляться и предприятия по переработке отходов.
«В месяц перерабатываем 170 тонн пластиковых бутылок, получая сырье для производства синтепона. Мы не только ведем бизнес, но и решаем экологическую проблему. В месяц в Армении выбрасывается до 350 тонн пластика, мы перерабатываем почти половину. Полученное сырье экспортируем в Россию на крупнейшие предприятия по производству синтепона», – отмечает директор завода по переработке отходов Айказ Газарян.
Перерабатывают пластик по следующей схеме: сначала сортируют по цвету и отделяют крышки и этикетки. После этого партия проходит через магнитное поле, где отделяются металлические элементы, если они есть. Затем – измельчение, промывка содой, сушка и уже готовая продукция расфасовывается в мешки.
На предприятии также перерабатывает макулатуру, производя из нее упаковочные картонные коробки. В процессе химию не используют: даже в качестве клея применяют пищевой крахмал.
А на этом предприятии в городе Абовяне перерабатывают автошины. В год в Армении накапливается 17 тысяч тонн покрышек. Шины разлагаются в течение 200 лет, а их уничтожение очень опасно для здоровья людей. Чтобы решить проблему предприятие утилизирует шины путем пиролизной технологии.
«Это высокотемпературная переработка без сжигания и вредных выбросов в атмосферу. Из переработанных покрышек и автомобильного масла создаем пиролизное топливо, которое используется в промышленных печах, котлах, также в отоплении хозяйств и помещений. Литр нашего топлива равноценен примерно двум кубометрам газа», – рассказывает заместитель директора компании по переработке отходов Давид Карамян.
В процессе переработки также выделяется технический углерод, из которого здесь производят брикеты, заменяющие уголь. Тонна брикетов равнозначна трем-четырем кубометрам древесины. Использование брикетов может способствовать решению проблемы вырубки леса.
Чтобы содействовать формированию культуры сортировки мусора, в Ереване недавно запустили программу «Зеленые инициативы». Авторы – Министерство охраны природы и Программы развития ООН. В рамках проекта молодые поборники чистой экологии создали интернет-платформу.
В Армении уже делают активные шаги по созданию инфраструктуры сортировки и утилизации отходов. Усилиями госведомств, международных структур и общественных организаций проводятся субботники, семинары повышения осведомленности, устанавливаются сортировочные урны. По госпрограмме «Чистая Армения» уже закрыли более полутора тысяч незаконных свалок.