Во время Великого поста в православных храмах совершается таинство соборования. Что это такое, зачем в нем участвовать и как к нему готовиться, мы выяснили у православного священника, богослова и публициста, протоиерея отца Олега (Стеняева).
— Олег Викторович, объясните пожалуйста, в чем главная суть соборования?
Олег Стеняев: Это очень древнее таинство. В Послании святого апостола Иакова сказано: «Страждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».
Вот на основании этого текста из послания Иакова и установлено в христианском мире таинство соборования. Оно присутствует и в католической, и в православной традиции, и некоторые протестанты тоже совершают его над болящими людьми. Ведь в Библии говорится о том, что при болезни следует прибегать не только к искусству врача, поскольку врач не всегда может помочь нам. В таких случаях мы и прибегаем к таинству соборования для того, чтобы человек пережил Божье прощение.
У многих из нас есть забытые грехи, которые мы просто не можем вспомнить на исповеди. А на соборовании такие забытые грехи с человека снимаются. Это представление живет в русском народе, и оно отражено в церковных текстах.
Над тяжко больными людьми, которые измучились от болезни, соборование нужно совершить в первую очередь. На Руси было даже такое поверье, что человек, если он пособоруется, то он либо быстро пойдет на поправку, либо быстро и безболезненно покинет этот мир.
— Когда и как совершается соборование?
О. С.: Обычно соборование совершается во время Великого поста. В каждом храме вывешивают объявления, в какие именно дни совершается это таинство. И каждый желающий, особенно те, у кого есть хронические болезни, может приступать к нему, придя в храм в этот день и час.
Соборование может совершаться не только в храме. В древности оно чаще всего совершалось именно на дому. Но сейчас священника приглашают домой для соборования только к тяжело больным людям, которым трудно самостоятельно добраться до церкви.
Соборование происходит следующим образом: больного человека семикратно помазывают освященным елеем. Семь раз читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, произносятся молитвы от имени молящихся, с упоминанием имен всех, кто принимает участие в таинстве. И всякий раз после чтения специальных молитв совершается помазание. Причем помазывают и лоб, и ладони, и руки с тыльной стороны, и грудь, а в некоторых случаях еще и ноги. Люди выстраиваются в храме рядами, и священники – сразу несколько – ходят между этих рядов, и совершают помазывание.
— Можно ли приступать к этому таинству здоровым людям, и в том числе детям?
О. С.: Сейчас трудно найти абсолютно здоровых людей, особенно живя в городе. Те или иные недуги есть у каждого человека, и у детей в том числе. Поэтому принято считать, что даже если нет серьезных заболеваний, то раз в год всё равно не помешает пройти соборование. Дети обычно несут ответственность за свои грехи с 6-7 лет, и тоже могут какие-то свои грехи забыть. Поэтому лучше проходить соборование всей семьёй. Церковь в целом настаивает на том, что ко всем таинствам, таким как исповедь, причастие и соборование желательно приступать всей семьёй, и готовятся к ним тоже всей семьёй.
— Есть ли такие обстоятельства, при которых нельзя собороваться?
О. С.: Нет, соборование – это единственное таинство, которое может совершаться даже над некрещёными людьми. Например, когда святитель Алексий, митрополит Московский отправился в Золотую Орду по приглашению хана Джанибека, то он исцелил с помощью соборования ордынскую царицу. Он совершал таинство соборования над некрещеный женщиной, и она пережила чудо исцеления.
— А нужно ли как-то подготовиться к соборованию, и как это сделать?
О. С.: Конечно, желательно к таинству соборования готовится с помощью исповеди. Потому что забытые грехи после соборования нам простятся, но все остальные надо всё-таки вспомнить и покаяться в них. А на следующий день после соборования хорошо причаститься. Поэтому, когда в каком-то храме происходит соборование, то на ближайшей литургии те же самые люди приходят и на причастие.
Конечно, лучше всю подготовку к причастию пройти как положено в нашей традиции, в том числе и вычитать накануне все необходимые молитвы. Так мы подойдём к причастию, позаботившись накануне и о нашем теле тоже.
— Во время соборования люди держат в руках зажженные свечи. Зачем?
О. С.: Свечи горят в руках все время таинства. Чтобы освободить руки, свечу можно передавать рядом стоящему человеку, пока священник помазывают вас. А потом забрать у соседа свою и его свечку для того, чтобы он тоже мог подставить руки под помазание. Мы гасим свечу только тогда, когда читается последнее Евангелие, всё остальное время свеча должна гореть. Зажженные свечи напоминают нам про те огненные языки, которые были над святыми апостолами в День святой Пятидесятницы. Они символизируют действие благодати Духа Святого. И мы молимся о том, чтобы в этот момент нам было явлено действие этой благодати.