on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

Почему мат становится языком медиапространства

12/04/2019 — 17:22
Фото: Алан Кациев (МТРК «Мир») "«Мир 24»":http://mir24.tv/, хакеры, компьютер, клавиатура, хакер, взлом
Фото: «Мир 24»/ Алан Кациев
Фото: Алан Кациев (МТРК «Мир») "«Мир 24»":http://mir24.tv/, хакеры, компьютер, клавиатура, хакер, взлом
Фото: «Мир 24»/ Алан Кациев
Фото: Алан Кациев (МТРК «Мир») "«Мир 24»":http://mir24.tv/, хакеры, компьютер, клавиатура, хакер, взлом
Фото: «Мир 24»/ Алан Кациев

Сегодня мат в моде – мы слышим его запиканный вариант в телешоу, из уст популярных блогеров, из бесконечных злободневных куплетов Сергея Шнурова в Инстаграме и песен кумиров подростков вроде Фейса и Фараона, а если вспомнить баттл Оксимирона с Джоннибоем, просмотренный на «Ютубе» – внимание! – 46 млн раз, то самое приличное слово за первую минуту текста – это «петух». Почему мат настолько проник в масскультуру?

Об истории русского мата написано много. Если вкратце, возник он в языческие времена и употреблялся строго во время обрядов. С приходом христианства мат стал осуждаться и ограничиваться, однако в петровские времена «расцвел» преимущественно в военной среде, где утвердился доныне. Говорят, что Петр сам придумал «матерные заклинания» под названием Большой и Малый морской загиб, и если мы обычно говорим о двух-трехэтажном мате, то загибы, коих можно найти множество вариантов, – это башня «Федерация».

Обрядовый язык и прихоть золотой молодежи

Стоит отметить, что в научной среде нет единой позиции о происхождении матерной лексики, так же как и о том, кто и как на Руси мог ее использовать. Один из интереснейших источников – хулиганские «Русские заветные сказки», оставленные собирателем фольклора Александром Николаевичем Афанасьевым. «Наши заветные сказки, – писал он, – единственное в своем роде явление, как мы сказали, особенно потому, что мы не знаем другого издания, в котором бы в сказочной форме била таким живым ключом неподдельная народная речь, сверкая всеми блестящими и остроумными сторонами простолюдина». При этом некоторые филологи считают, что в крестьянской среде выражаться матом не было принято.

«Мат – это военно-дворянская форма выражения, – утверждает профессор Александр Волков, заведующий кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ. – Дворянское сословие постольку, поскольку она было сословием эксплуататорским, с презрением относилось к народу. Мат был для него вполне естественен по отношению к людям, стоящим ниже по социальной лестнице. В крестьянской среде подобного рода выражения были абсолютно недопустимы, как и в среде духовенства и городского мещанства. Широко мат начали употреблять, когда армия стала массовой, нижние чины обучались этим приемам выражения у высших. А после Первой мировой и гражданской войны так вообще ругались здорово, хотя советская власть пыталась это прекратить, но, естественно, ничего не получалось».

Иван Барков остался в истории как автор популярных «срамных од». Не гнушались использовать обсценную лексику Пушкин, Денис Давыдов, Лермонтов, Бунин, Куприн, Маяковский, Есенин – как говорят филологи, все классики матерились, но в XIX веке исключительно в узкокулуарном кругу. Фрагменты произведений с ненормативной лексикой в печать не пропускали. О диапазоне стилистических возможностей того же Пушкина можно судить по его связи с Анной Керн, которую сначала поэт описывал в стихах, как гения чистой красоты, а после свершившегося факта – прозой и матом. Тем не менее, употреблять ругань в обществе, на улице и в присутствии женщин было совершенно недопустимо - мат, равно как курение, был прерогативой мужского круга (за единичными исключениями, например, Бунин мог использовать матерную речь при жене).

«До ХХ века, чтобы женщины использовали мат, – это вообще было немыслимо, ни в крестьянской, ни в дворянской, ни в мещанской среде», – подчеркивает Волков.

Почему мат становится языком медиапространства

Джеймс Тиссо, «Круг Руаяль», 1868

По мнению Андрея Щербакова, научного руководителя центра исследования медиакоммуникаций Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, употребляя мат, дворяне могли самоутверждаться в знании русского языка. «В дворянской среде было же принято разговаривать на иностранных языках, сначала было хождение французского, потом немецкого и английского, – поясняет он. – И с XVIII века первым языком, на котором они начинали говорить, был не русский. Потом, освоив русский, все его слои и стилистические подсистемы, они таким образом демонстрировали  степень владения языком».

В советское время появилось такое явление, как номенклатурный мат, однако официально обсценная лексика запрещалась, ее невозможно было встретить в печатных изданиях и уж тем более по телевидению. После распада СССР вокруг матерного языка начался настоящий ажиотаж в научных кругах, мат проник в художественную литературу (Сорокин, Пелевин, Ерофеев и др.), театр («Идеальный муж» Богомолова, «Анархия» Сукачева и др.), интернет (достаточно почитать страничку в Фейсбуке Артемия Лебедева или послушать пару выпусков «вДудь»). 1 июля 2014 года в силу вступили поправки в закон «О государственном языке», запрещающие публичное использование ненормативной лексики, однако затронуло это в основном театр.

«С нормами русского литературного языка дело сегодня обстоит достаточно сложно, – заявляет профессор Волков. – Они разрушаются интернетом, телевизионной продукцией, кинематографом. Это связано с тем, что у нас полуинтеллигенция стала интеллигенцией. Когда-то телевизионщиков учили, дикторов готовили лингвисты, русисты, опытные и владеющие нормами русского литературного языка. Готовили всех, кто мог публично высказываться на радио и телевидении. Точно так же, как лингвисты, выпускники филологических факультетов, работали в цензуре. Они правили не только и столько политику, сколько стиль писателей. Сегодня все наши художники, журналисты, театральная среда – это полуобразованные люди».

Проблема распространения мата состоит не в том, что обсценная лексика используется, говорят эксперты, ведь она представляет собой достаточно яркий и интересный пласт живого языка. Проблема, когда люди говорят матерной речью, толком не овладев литературным русским языком и не соблюдая правил приличия. По результатам опроса ВЦИОМ, опубликованного в феврале 2019 года, каждый пятый опрошенный ежедневно ругается матом.

Мат как индикатор агрессии общества

«Меня, как лингвиста и филолога, человека, который изучает и преподает русский язык, это беспокоит. И я считаю, что, во-первых, речь надо вести об общем падении уровня культуры носителей русского языка, – говорит Андрей Щербаков. – Вторая причина, на мой взгляд, это рост агрессии в обществе. И здесь уже нужно говорить о том, что, вероятно, есть какие-то проблемы в нашем обществе, в нашей стране, которые нужно решать и которые провоцируют людей на такое поведение.

Ну, а третья причина вызвана, как мне кажется, развитием техники, технологий и фактически переходом нашей коммуникации в виртуальную среду. Практически любой человек получает доступ к публичной коммуникации, если у него есть интернет. А люди разные, с разным уровнем культуры, грамотности, образованности. К тому же в виртуальном пространстве мы можем спрятаться за ником, и это развязывает не только руки, но и язык для какой-то части общества. Наверное, есть еще какие-то другие причины. И так возникает волна вульгаризации речи, речевого хамства, агрессивного поведения и так далее».

Мы не случайно вспомнили картину «Письмо запорожцев турецкому султану»: во-первых, письмо, написанное запорожскими казаками турецкому султану, матерное и с его текстом интересно ознакомиться. А во-вторых, этот сюжет иллюстрирует одну из важнейших целей ругательного языка, а именно снятие психологического напряжения у говорящего. Известный психофизиолог Леонид Китаев-Смык, проводя исследования в условиях стрессовой среды (например, во время боевых действий и в больнице), доказывал, что матерная речь стимулирует выработку мужских половых гормонов – андрогенов, которые являются антагонистами гормона стресса.Почему мат становится языком медиапространства

Илья Репин, «Письмо запорожцев турецкому султану», 1880-1891

Зигмунду Фрейду приписывают фразу: «Человек, который первым вместо камня бросил в своего противника бранное слово, заложил основы нашей цивилизации». Имеется в виду, что ругательство служит символическим замещением агрессии, позволяя разрядить конфликт без применения физической силы. Неслучайно мат наиболее распространен в военной и тюремной среде. Следовательно, когда много людей начинают употреблять обсценную лексику, это может сигнализировать о высоком уровне подавленной агрессии в обществе.

«Мат – это очень специальная вещь, язык в языке. У него есть удивительная особенность – этот язык все знают, им практически все пользуются, но он при этом запрещен. Такие вещи никогда не бывают случайными, значит, это для чего-то нужно. И нужно это для того, чтобы показать степень своей агрессивности. Когда человек матерится – это безотчетная потребность в самоутверждении: «Вот какой я крутой, что я нарушаю культурный запрет». И чем больше мата, тем выше показатель социального напряжения»,  – говорит психолог Александр Колмановский.

Почему подростки охотно перенимают матерную речь, психологи рассказали давно. Приобщаясь к запретному (сигаретам, алкоголю, обсценной лексике), подросток приобщается к миру взрослых, ощущает себя более уверенным, сильным и самостоятельным во враждебном мире. Большое значение имеет эротический смысл матерных слов: ругань говорит о пробуждающейся и неудовлетворенной сексуальности.

«С точки зрения подростковой психологии, употребление грязных слов, связанных со сферой интимных отношений между мужчиной и женщиной, а также сферой собственно сексуальных контактов, подменяет и часто замещает сами такие отношения и контакты, – пишет в одной из своих работ исследователь обсценной лексики Маргарита Надель-Червинская. – Сам же подросток, выражающийся в компании сверстников либо в публичных местах нецензурно, ощущает себя человеком опытным в таких делах (настоящим мужчиной), пряча за грубой циничной лексикой полную некомпетентность в данном вопросе. Соответственно, и в речи представителей других поколений употребление мата является показателем неполноценности или даже отсутствия близких отношений с противоположным полом – как следствие неустроенности личной жизни, старения, алкоголизма, физической слабости и тому подобное».

Последние новости

    Поделиться:

    Последние новости