on air preview
Прямой эфир
ОБЩЕСТВО

Красная Звезда на груди эсэсовца. История полковника Гиля

09/05/2019 — 00:01
Красная Звезда на груди эсэсовца. История полковника Гиля
Фото: Википедия/ Общественное Достояние
Красная Звезда на груди эсэсовца. История полковника Гиля
Фото: Википедия/ Общественное Достояние
Красная Звезда на груди эсэсовца. История полковника Гиля
Фото: Википедия/ Общественное Достояние

Всеобъемлющий патриотизм и любовь советских граждан к родине во время Великой Отечественной войны невозможно подвергнуть сомнению. Но все же были в истории примеры, когда солдаты и офицеры становились коллаборационистами, переходили на сторону стран «оси» и вступали в различные формирования, которые в нашей историографии принято называть «предательскими».

Впрочем, иногда на сторону нацистов переходили люди, которые не были идеологическими союзниками Гитлера, а всего лишь запутались во всех перипетиях войны, не найдя иного выхода, кроме как присоединиться к коллаборационистскому движению. Часть из них позже одумалась и принесла немалую пользу красноармейцам. Особенно показателен здесь пример полковника Владимира Гиля-Родионова. Вступивший в СС в начале войны офицер вернулся на сторону советской власти и успел даже получить орден Красной Звезды.

Удивительная история мужчины, которого до сих пор называют и «героем» и «предателем» – в материале «МИР 24».

Плен и хитрость

Владимир Гиль родился в 1906 году в дворянской семье, которая проживала на территории современной Бобруйской области в Беларуси. В роду имел немецкую и польскую королевскую кровь. Конечно, провести долгое и счастливое детство в достатке у него не получилось. Очень быстро грянула революция и потенциального состояния от родителей Гиль лишился. Ему пришлось в спешке окончить девять классов и уходить в Красную Армию – самый простой способ обеспечить свою жизнь на тот момент.

За время службы ему успело полюбиться военное дело, да и к власти, которая ранее оставила его без гроша, Владимир, казалось бы, прикипел. Даже в партию вступил. А в 1939 году окончил военную академию имени Фрунзе, после чего получил звание подполковника. Он успел завести жену и даже ребенка, но тут началась война, которая разрушила все планы мужчины на легкую жизнь с любимой семьей.

Он действительно пытался защищать свою родину, но уже летом 1941 года 229-я стрелковая дивизия под командованием Гиля была окружена в Витебской области. Практически все солдаты были убиты или взяты в плен. В лагерь в Сувалках отправился и Владимир. 

Условий в Польше Гиль выдержать не смог. С советскими солдатами там обходились крайне плохо. Подполковник сломался и подумал, что собственная жизнь и возможность увидеть семью ему дороже, чем служба эфемерной родине. Так Владимир стал сотрудничать с нацистами. Очень быстро он стал русским комендантом лагеря, а затем с подачи офицеров СС организовал некую «Национальную партию русского народа», которая легла в основу будущей спецгруппы «Дружина».

Карательный отряд

Сейчас уже сложно сказать, действительно ли Гиль был русским националистом (учитывая его корни, это звучит даже немного смешно), или просто претворялся идеологическим противником большевистского режима, чтобы увеличить свои шансы на выживание. Дневниковых записей он не оставил, а болтать на эту тему не любил. Известно одно: из лагеря смерти в Сувалках, где погибла большая часть военнопленных, Владимир вышел уже весной 1942 года. Вместе со своим организованным «Боевым союзом русских националистов».

Группу завербовали в СС, провели через организацию «Цеппелин», которая готовила коллаборационистов, показали прелести жизни в еще на тот момент процветающей Германии и убедили большинство оставшихся в живых военнопленных помогать немцам. Тогда подполковник Гиль решил взять себе псевдоним Родионов. Чтобы больше походить на русского националиста.

Отряд Владимира участвовал в охоте на польских партизанов и евреев. Позже спецслужбам он расскажет, что лично не участвовал ни в одной казни. Но проверить это невозможно, так как сохранились документы только о назначении его отряда на определенное задание. А уж кто командовал и кто стрелял – оставалось неподотчетным. По воспоминаниям очевидцев, Гиль-Родионов действительно не хотел насилия, призывал свою группу брать партизанов в плен без вступления в бой, а мирное население вообще не трогать. Но существуют и версии о жестком палаче, который без разбора казнил всех подряд. Истина, как всегда, где-то посередине.

Особо ценным кадром для СС подполковник был потому, что умел грамотно вести агитационную работу. Он придумал целую систему, с помощью которой пленных красноармейцев можно было заставить предать советскую власть и воевать против большевиков. Большой упор он делал на национализм, обещал свободу белорусам, украинцам, кавказцам. И в целом дела у Гиль-Родионова шли вполне неплохо. Чего не скажешь о самих нацистах. К 1943 году они начали явно уступать советской армии и проигрывать позицию за позицией. В этот момент с Владимиром связались советские партизаны.

Двойной агент

Гиль-Родионов продолжал придерживаться своей тактики: выжить любой ценой. Понимая, что совсем скоро Красная Армия переломит ход войны и пойдет на Берлин, подполковник решил снова сменить сторону. Он прекрасно осознавал, что будет ценным кадром для советской разведки, ведь он знал расположение немецких войск, успел подслушать секретные данные СС-овцев и даже несколько раз разговаривал с представителями «власовцев». В общем, ликвидировать его партизаны точно не захотели бы. Поэтому начались длинные переговоры по переписке.

Владимир пытался выпросить гарантии, что с ним ничего не случится, если офицер вместе со всем своим отрядом перейдет на сторону красноармейцев. Посоветовавшись с центром, партизаны дали Гиль-Родионову отмашку, что готовый пойти на это. Действительно ли подполковника бы не преследовали после войны, если бы тот ее пережил, проверить уже не удасться. Но несколько солдат из его группы прекрасно прожили в СССР еще не одно десятилетие.

Так или иначе, летом 1943-го офицер сдал РККА 40 человек из своего отряда, которые были самыми жестокими карателями, а вместе с остальными членами группы атаковал бывших работодателей. За сутки они смогли отбить у немцев два гарнизона, которые партизаны не могли сломить практически с самого начала войны.

Отряд был преобразован в Первый антифашистский, а сам Гиль-Родионов был награжден орденом Красной Звезды с формулировкой «за организацию возвращения в ряды защитников Родины советских военнопленных и проявленную доблесть и мужество в борьбе против немецко-фашистских захватчиков». Также его повысили до полковника.

Вполне самоотверженно Владимир прослужил советской армии еще несколько месяцев, пока в 1944 году не попал под масштабную операцию «Весенний праздник». 60 тыс. немецких солдат окружили его отряд в районе между Полоцком и Лепелем. Полковнику удалось прорвать оцепления с боем, однако сам он оказался смертельно ранен.

Останки Гиля нашли только в 1991 году. Его перезахоронили со всеми почестями на братском мемориальном кладбище в Ушачах. Стоило ли оказывать такие почести офицеру СС, пусть и вернувшемуся на родину, – вопрос дикуссионный, причем что тогда, что сейчас. Новые рассекреченные документы так и не помогли выяснить, кем же Гиль останется в истории – хладнокровным палачом или героем Советского Союза. Скорее всего, он был, как бы это сейчас назвали, наемником. Который в первую очередь действовал в личных интересах, но притом принес невероятную пользу СССР. Впрочем, как относится к эсэсовцу с орденом Красной звезды, решать только вам.

Последние новости

    Поделиться:

    Последние новости