Экс-губернатору Коми Вячеславу Гайзеру вынесли приговор. Ему вменяли создание организованного преступного сообщества, причем в высших эшелонах власти. Но доказать это гособвинение не смогло. Дело, по сути, развалилось, но Гайзер и компания все же получили реальные сроки. За приговором следил корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев.
Вопреки положению он кажется спокойным и даже веселым. В зал на оглашение приговора Вячеслав Гайзер входит с улыбкой. Чего, пожалуй, не скажешь об остальных фигурантах дела, которое прогремело на всю страну.
13 осужденных и больше 50 лет тюрьмы на всех. На скамье подсудимых среди прочих оказалось почти все бывшее руководство Коми. Самый большой срок – 11 лет колонии – достался самому Гайзеру. Его заместитель Алексей Чернов получил девять лет строгого режима. Предшественник Гайзера и экс-сенатор от республики Владимир Торлопов проведет в тюрьме 6,5 лет, экс-председатель Госсовета Коми Игорь Ковзель – шесть лет, бывший пресс-секретарь Гайзера Павел Марущак – 5,8 лет. Кроме того, ранее на сделку со следствием пошел бывший зампред правительства Коми Константин Ромаданов. Чуть больше года назад его приговорили к семи годам колонии.
Именно так следователи характеризовали Гайзера и его коллег сразу после задержаний. Главу Коми взяли под стражу в сентябре 2015-го. Основные обвинения: хищение госсобственности, отмывание денег, взяточничество.
По версии следствия, схема выглядела так. Ключевым звеном был Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми. С его помощью Гайзер и его подельники скупали акции рентабельного предприятия. Установив над ним контроль, они приватизировали его, а деньги через фирмы-однодневки отправляли в офшоры. В результате бюджет недополучил в общей сложности 3,5 млрд рублей. Таким образом были фактически похищены птицефабрика «Зеленецкая», сыктывкарский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, хлебокомбинат, молочный завод и две гостиницы. С версией следствия суд согласился.
Следствие, однако, не смогло доказать существование в Коми организованного преступного сообщества и то, что Гайзер его возглавлял. Несостоятельными были и другие улики. Например, коллекция часов за миллионы долларов, которую нашли во время обыска в рабочем кабинете Гайзера.
Наличные в сейфе (несколько десятков тысяч рублей), но при этом никаких документов, которые бесспорно изобличают Гайзера в отмывании денег или незаконной покупке акций какого-нибудь предприятия.
«Все, что у него изъяли в рабочем кабинете, – это были рабочие документы главы Республики Коми. Они не имеют никакого отношения к обвинению. Там были письма для главы от заместителя, то есть все, что на столе было изъято, какие-то финансовые отчеты по градообразующему предприятию», – рассказала Евменина.
«Коррупция научилась работать законным порядком. Это правда. Это, кстати, происходит не только в России. Выясняется, что внутри закона, ничего не нарушая, воровать, в общем, удобно, чем снаружи закона, постоянно его нарушая», – считает политолог Дмитрий Журавлев.
Это, кстати, признавал и сам Вячеслав Гайзер. Часто говорил о том, как важно бороться с коррупцией.
Республикой Коми он руководил с 2010-го по 2015 годы и был на хорошем счету. Жил не в загородной резиденции, а в многоквартирном доме, на работу ходил без охраны.
«Он был очень приятный, иногда здоровался, мы тут по соседству живем. Много ему дали – 11 лет. Была бы моя воля – я бы его выпустила».
Буквально накануне ареста Гайзер вошел в пятерку самых эффективных российских губернаторов. Экономика росла, предприятия работали, в том числе и те, которые фигурируют в уголовном деле. Например, птицефабрика «Зеленецкая» и сегодня на две трети обеспечивает потребности республики в курином мясе и яйцах.
«Независимо, кто там – приватизировали нас, не приватизировали нас, – мы как работали, так и работаем. На сегодня наше финансовое состояние довольно стабильное. У нас нет на сегодня ни одного кредитного рубля и не было их. Все, что делается на предприятии, делается за счет своих собственных средств», – рассказал генеральный директор ОАО «Птицефабрика Зеленецкая» Николай Черный.
Неприкасаемых в стране нет, даже если ты эффективный менеджер. Под таким девизом в 2015-м началась целая плеяда громких отставок и арестов в верхах. Помимо Гайзера, за решеткой оказались руководитель Сахалинской области Александр Хорошавин, кировский губернатор Никита Белых, глава Марий Эл Леонид Маркелов, министр экономического развития Алексей Улюкаев.
Гайзер, как и большинство осужденных по этому же делу, вины не признает. Защита будет подавать апелляцию и добиваться полного оправдания. Так что это еще не конец громкого процесса.