«Янтарная комната погибла»: историк о судьбе жемчужины резиденции российских императоров
27 июня поиски Янтарной комнаты в Польше завершились провалом. Сотрудникам польского Музея Второй мировой войны не удалось обнаружить в городе Мамерки знаменитую Янтарную комнату, бесследно исчезнувшую из российского Екатерининского дворца в военные годы.
По мнению историка Константина Залесского, скорее всего, Янтарная комната погибла в 1944-1945 годах. Однако остается небольшая надежда на чудо, так как ее утрата нигде не зафиксирована.
Одна из распространенных версий заключается в том, что сохранившиеся панели Янтарной комнаты после войны были увезены в США. Такого мнения придерживается, например, известный специалист по Янтарной комнате Александр Мосякин. Историк считает, что фрагменты Янтарной комнаты в 1950 году были переданы советскими властями США по ленд-лизу.
«Есть даже версия, что Янтарная комната была нами возвращена, в Берлине мы ее захватили обратно, а потом тайно передали США в оплату ленд-лиза, что, на мой взгляд, совершенно неприемлемо. Эта версия высказывалась тоже без каких-либо подтверждений», – отмечает Залесский.
«Никакой Янтарной комнаты в польском бункере быть не может, это очередная «заманка» для туристов, – прокомментировал историк Александр Мосякин события 27 июня, когда в Польше провалились поиски исторической реликвии. – Судьба Янтарной комнаты чрезвычайно сложна. Война разделила ее на много частей, и у каждой части была своя судьба. Многое погибло».
По мнению эксперта, предположение о том, что Янтарная комната может находиться в руках состоятельного коллекционера, сомнительно.
«Я придерживаюсь точки зрения, что все тайное всегда становится явным. Если человек что-то даже себе незаконно присвоил, то в течение длительного периода времени и смены поколений тайна, скорее всего, будет раскрыта, – считает историк. – Причем будет какая-нибудь утечка информации. По местонахождению Янтарной комнаты мы никакой утечки информации не имеем. Нет какой-либо осознанной утечки информации, которую можно было бы хоть как-то трактовать. Но всегда есть место чуду, учитывая, что у нас нет подтверждений, что комната погибла. Не зафиксировано это нигде. Поэтому надежда остается, но, на мой взгляд, она очень слабая».