on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

Горан Брегович: Любая музыка начинается с традиций

04/07/2019 — 10:00

Он самый известный в Европе исполнитель цыганской и балканской музыки. Он уроженец страны, которой больше нет. Он отказался от жизни рок-звезды ради фолка. В Санкт-Петербурге на фестивале этнической музыки выступил Горан Брегович. Композитор заставил петербуржцев танцевать под открытым небом и напомнил, что жить нужно в радость, несмотря на все сложности и проблемы. Ведь мир – это очень интересное место.

Горан Брегович: Любая музыка начинается с традиций

На фестивале «Это Этно» выступили Эмир Кустурица, петербургская джипси-рок группа, цыганский хор, грузинский ансамбль, а завершал этот марафон традиционных коллективов Горан Брегович. Вместе с музыкантами он исполнил старые проверенные хиты, и во время open air поделился новыми историями и мотивами. Если пространство у Петропавловской крепости обозначить как концертный комплекс, то можно сказать, что зал был забит битком. Сотни горожан провели вечер, танцуя под балканские мотивы и даже подпевая. Горан Брегович не удивляется, что эти песни так любимы слушателями разных возрастов из разных стран. По его теории, народная музыка может объединить крепче, эффективнее, чем общий язык или даже общая история. А главное, эти узы долговечнее. Можно забыть слова песни, но танцевать под нее ты не перестанешь. 

Горан Брегович: Любая музыка начинается с традиций

«Если вы посмотрите на историю, то любая музыка начинается с традиций. Начиная от Стравинского и закачивая Бобом Диланом. Поэтому не удивительно, что когда ты начинаешь ее писать, ты отталкиваешься от традиций, потому что музыка рождается глубже, чем язык. Это и объединяет людей. И мы можем даже наблюдать, как культура какой-нибудь маленькой страны может влиять на большие страны. И не только на музыку, но и на  кинематограф, на кухню. Если традиции этой маленькой страны сильны, то и влияние ее будет сильным», – говорит Брегович.

Интересный факт из биографии артиста: он так и не получил музыкального образования. Его выгнали из учебного заведения с довольно обидной формулировкой «за отсутствием таланта». И свой творческий путь Брегович начинал далеко не под традиционные балканские мотивы. В 70-е годы он был фронтменом известной на своей родине рок-группы. Югославский коллектив колесил по стране с концертами, Горан вел типичную жизнь звезды, тратя время по большому счету ни на что дельное – как он сам отзывается об этом периоде.

«В один момент ты вырастаешь и меняешь памперсы на штаны. И рок здесь – это памперсы. Моя музыка просто выросла из них. Она сменила яркие наряды на более натуральные цвета. Я до войны-то толком и не работал. Группа дала около 20 концертов за три года как-то. У меня слишком много свободного времени. Я был президентом боксерского клуба, делал ювелирные украшения. И только после войны я действительно начал работать. И я вынес одну вещь: лучшие годы своей жизни глупо тратить на работу. Ты должен веселиться. И вот в 45 уже можно начать работать. Это я сужу по своей жизни. Потому что сам начал работать примерно в это время», – рассказывает музыкант.

У российского слушателя имя Бреговича неразрывно связано с именем Кустурицы. Они познакомились, когда Эмир не расставался с бас-гитарой и не планировал снимать кино, а Горан вообще никогда не думал писать музыку к фильмам. По дружбе он принял предложение сотворить саундтрек к «Времени цыган», а после к следующему фильму Кустурицы, а после к еще одному. Но дальше Брегович писал музыку к фильмам, потому что в его жизнь вмешалась Боснийская война. И он признается: сочинял, чтобы выжить.

Горан Брегович: Любая музыка начинается с традиций

«Вся моя творческая карьера в кино связана с войной. Я не считаю себя создателем саундтреков. Это просто был такой период. Знаете, когда вы молоды, вам кажется, что у вас есть огромное количество возможностей исследовать разные стороны творчества. А потом понимаешь, что жизнь коротка и надо сфокусироваться на чем-то одном. Я решил не тратить время на кино», – говорит Горан Брегович.

Горан Брегович легко жонглирует темами, но есть одна, которую он решительно табуирует, – политика. Музыкант подчеркивает – в этом театре он выступать не хочет, эта сцена не для его творчества. И в сердце Бреговича навсегда одна страна – Югославия, а себя он называет югославом. Ему все равно, что на картах мира этого названия он больше не найдет. И уверен, цитируя Гете, для него никогда чужбина родиной не станет.

Горан Брегович: Любая музыка начинается с традиций

«Я надеюсь, что вы никогда это не познаете, что никогда такого не будет с Россией. Но вы меня поймете только тогда, когда сами испытаете что-то подобное. Родина это не географическая точка, не территория очерченная политикой, армией, какими-то выдуманными граница. Родина и дом это территория твоих эмоций. Так что Югославия место моих эмоций, и не важно, что там написано в паспорте. У меня одна родина, и одна душа. Но я могу сказать: война – это лучшее, что происходило со мной. Я получил такой толчок к развитию. Мне была дана возможность начать все заново, поменять свою жизнь. Война ужасна, разрушительна, отвратительна, но способность человека после нее перерождаться и обнуляться – в этом красота человеческой жизни», – считает Брегович.

И Брегович обнулился. Он распустил свою рок-банду, начал собирать исполнителей традиционной музыки. В роли главного балканского хулигана он может пофантазировать, как сложилась его жизнь и карьера, не смени он кожаные куртки на льняные пиджаки. Возможно, сейчас был бы рок-звездой на пенсии, рыбачил на островах и даже не думал снова о сцене, турне, аплодисментах. Этакий уставший от славы и жизни герой нашего времени. Для кого-то такой сценарий скорее привлекателен, чем ужасен. Но не для Бреговича. В его ансамбле около 40 музыкантов, и не все они имеют образование, музыка искрит цыганскими, сербскими, болгарскими мотивами, а они звучат в сердце, так что не обязательно знать нотную грамоту, чтобы их считывать. К слову, на родине Бреговича исполнение музыки считали цыганской работой, и отец Горена очень боялся, что сын на жизнь будет зарабатывать «цыганщиной».

Горан Брегович: Любая музыка начинается с традиций

Самые худшие ожидания сбылись. Сегодня оркестр Бреговича колесит по миру и собирает огромные залы. И не надо удивляться названию коллектива «свадебно-похоронный». Конечно, эти песни легко можно представить на шумных свадьбах, где вино льется рекой, а танцы не заканчиваются до самого утра. Но, оказывается, эту же музыку у балканских народов легко можно услышать и на похоронах. Если покойник любил распевать веселые песни, отбивая пятками ритм под бой барабанов и звуки труб, точно так же музыканты будут играть и на поминках. И с этим ничего не поделаешь – традиция. А Брегович шутит – в этом вся философия его людей и его творчества.

Последние новости

    Поделиться:

    Последние новости