Горан Брегович: Любая музыка начинается с традиций
Он самый известный в Европе исполнитель цыганской и балканской музыки. Он уроженец страны, которой больше нет. Он отказался от жизни рок-звезды ради фолка. В Санкт-Петербурге на фестивале этнической музыки выступил Горан Брегович. Композитор заставил петербуржцев танцевать под открытым небом и напомнил, что жить нужно в радость, несмотря на все сложности и проблемы. Ведь мир – это очень интересное место.
На фестивале «Это Этно» выступили Эмир Кустурица, петербургская джипси-рок группа, цыганский хор, грузинский ансамбль, а завершал этот марафон традиционных коллективов Горан Брегович. Вместе с музыкантами он исполнил старые проверенные хиты, и во время open air поделился новыми историями и мотивами. Если пространство у Петропавловской крепости обозначить как концертный комплекс, то можно сказать, что зал был забит битком. Сотни горожан провели вечер, танцуя под балканские мотивы и даже подпевая. Горан Брегович не удивляется, что эти песни так любимы слушателями разных возрастов из разных стран. По его теории, народная музыка может объединить крепче, эффективнее, чем общий язык или даже общая история. А главное, эти узы долговечнее. Можно забыть слова песни, но танцевать под нее ты не перестанешь.
Интересный факт из биографии артиста: он так и не получил музыкального образования. Его выгнали из учебного заведения с довольно обидной формулировкой «за отсутствием таланта». И свой творческий путь Брегович начинал далеко не под традиционные балканские мотивы. В 70-е годы он был фронтменом известной на своей родине рок-группы. Югославский коллектив колесил по стране с концертами, Горан вел типичную жизнь звезды, тратя время по большому счету ни на что дельное – как он сам отзывается об этом периоде.
У российского слушателя имя Бреговича неразрывно связано с именем Кустурицы. Они познакомились, когда Эмир не расставался с бас-гитарой и не планировал снимать кино, а Горан вообще никогда не думал писать музыку к фильмам. По дружбе он принял предложение сотворить саундтрек к «Времени цыган», а после к следующему фильму Кустурицы, а после к еще одному. Но дальше Брегович писал музыку к фильмам, потому что в его жизнь вмешалась Боснийская война. И он признается: сочинял, чтобы выжить.
Горан Брегович легко жонглирует темами, но есть одна, которую он решительно табуирует, – политика. Музыкант подчеркивает – в этом театре он выступать не хочет, эта сцена не для его творчества. И в сердце Бреговича навсегда одна страна – Югославия, а себя он называет югославом. Ему все равно, что на картах мира этого названия он больше не найдет. И уверен, цитируя Гете, для него никогда чужбина родиной не станет.
И Брегович обнулился. Он распустил свою рок-банду, начал собирать исполнителей традиционной музыки. В роли главного балканского хулигана он может пофантазировать, как сложилась его жизнь и карьера, не смени он кожаные куртки на льняные пиджаки. Возможно, сейчас был бы рок-звездой на пенсии, рыбачил на островах и даже не думал снова о сцене, турне, аплодисментах. Этакий уставший от славы и жизни герой нашего времени. Для кого-то такой сценарий скорее привлекателен, чем ужасен. Но не для Бреговича. В его ансамбле около 40 музыкантов, и не все они имеют образование, музыка искрит цыганскими, сербскими, болгарскими мотивами, а они звучат в сердце, так что не обязательно знать нотную грамоту, чтобы их считывать. К слову, на родине Бреговича исполнение музыки считали цыганской работой, и отец Горена очень боялся, что сын на жизнь будет зарабатывать «цыганщиной».
Самые худшие ожидания сбылись. Сегодня оркестр Бреговича колесит по миру и собирает огромные залы. И не надо удивляться названию коллектива «свадебно-похоронный». Конечно, эти песни легко можно представить на шумных свадьбах, где вино льется рекой, а танцы не заканчиваются до самого утра. Но, оказывается, эту же музыку у балканских народов легко можно услышать и на похоронах. Если покойник любил распевать веселые песни, отбивая пятками ритм под бой барабанов и звуки труб, точно так же музыканты будут играть и на поминках. И с этим ничего не поделаешь – традиция. А Брегович шутит – в этом вся философия его людей и его творчества.