«Великая мадемуазель» Коко Шанель: женщина, «на которой не женятся»
19 августа 1883 года, ровно 136 лет назад, родилась француженка Габриэль Бонер Шанель, вошедшая в историю под именем Коко. «Великая Мадемуазель» не просто пробилась из воспитанницы приюта в высший свет, создав могущественную fashion-империю и став одной из богатейших женщин Европы, – она превратилась в легенду.
Маленькое черное платье, знаменитый аромат Chanel № 5, твидовый костюм «от Шанель», освобождение дам от корсета, пополнение женского гардероба брюками, «которые делают женщину свободной» (прорыв в модной индустрии того времени), сумка на цепочке, крупная бижутерия – список того, чем запомнилась миру эта выдающаяся, амбициозная и целеустремленная женщина, можно перечислять долго. Что немаловажно, характерное для Шанель заимствование элементов традиционного мужского гардероба и следование принципу «роскошной простоты» породило множество тенденций, актуальных и по сей день.
Зигзаги судьбы
Но, несмотря на все усилия биографов, Коко продолжает оставаться «терра инкогнита»: загадок, противоречий и «темных пятен» в ее жизни было более чем достаточно. Взять хотя бы то, что во время Второй мировой войны создательница бренда Chanel считалась пособницей нацистов, по некоторым данным, официально числилась в немецкой разведке и отметилась десятком успешных шпионских миссий, за что позже была обвинена в коллаборационизме и арестована. В 1944 году модельер была отпущена на свободу (на этом настоял Черчилль), но по условиям сделки ей пришлось покинуть Францию.
До 1953 года Шанель жила в Швейцарии, а в 1954 вернулась в Париж и в мир высокой моды с новой коллекцией. И это – в возрасте уже за 70, когда, как принято считать, самое время думать не о карьерных прорывах, а о пирожках для внуков и о душе. Кстати, Париж пришлось покорять заново: в 1954 году все говорили о Кристиане Диоре, и никто – о Шанель, пока она не показала миру твидовый жакет. Успех был фантастический, а модельер Карл Лагерфельд продолжал свои игры с жакетами Chanel практически до самой своей смерти в 2019.
Вообще если бы не политика, в которую Габриель пыталась играть наравне с мужчинами, ее историю можно было бы назвать историей Золушки. Но с той существенной разницей, что принц Шанель на ней так и не женился, хотя свой первый шляпный магазин она открыла именно на его деньги. В «дамки» амбициозной француженке пришлось пробиваться самостоятельно, в том числе, с помощью мужчин, от которых она старалась брать по максимуму. Не случайно бытует мнение, что именно мужчины стали главными университетами Коко, воспитав в ней железную волю и вдохновив на изречение «чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть».
Фото: DPA/TASS
Правила игры
Габриель родилась во французском городе Сомюр (сама она любила говорить, что вовсе не в 1883, а десятью годами позже). По одной версии, мать (дочь плотника) умерла, когда девочке было 11, а в 12 лет она с четырьмя родными братьями и сестрами отправилась сначала на попечение родственников, затем в приют. Родной отец (торговец с рынка) их бросил. Согласно другой легенде, Шанель лишилась матери в 12, а отец, оставшись вдовцом, через неделю отдал Коко с сестрами на воспитание в монастырь и никогда не навещал. Так или иначе, в своих интервью икона стиля старательно придерживалась собственной версии: отец ее не бросал, он ее любил, в приют не отдавал, просто оставил детей у тетушек и уехал искать счастья за океан. По мнению биографов, любовь к отцу и стремление оправдать его поступок, несмотря на глубокую душевную травму, и наложили отпечаток на все дальнейшие отношения Коко с мужчинами.
В 18 лет Шанель пошла работать продавщицей в магазин одежды, подрабатывая в свободное время в кабаре с песнями «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qu’a vu Coco», благодаря которым и получила свое прозвище. Именно там ее заприметил офицер Этьен Бальсан, наследник огромного состояния, увлеченный породистыми лошадьми и красивыми женщинами. Особой страсти между ними не было: скорее, Бальсан хотел весело провести время, а Коко использовала эту возможность, чтобы вырваться из обслуги в люди.
Естественно, как только на горизонте Коко возникла «альтернатива» – друг Бальсана, английский промышленник, плейбой и игрок в поло Артур Кейпел, известный в кругу друзей по кличке «Бой», Коко с радостью бросила Бальсана, следствием отношений с которым стала только изрядно потрепанная самооценка, и ушла к Бою. По иронии судьбы, тут отвергнутый любовник понял, кого потерял, и даже предлагал Коко руку и сердце, но было уже поздно. Коко без памяти влюбилась в Артура.
«Вечная мадемуазель»
Говорят, что Бой стал для Коко целой семьей: отцом, братом, наставником и спонсором. Его любовницы уговаривали его бросить Коко, на что он отвечал: «это невозможно, это как отрезать собственную ногу». Артур помог подруге открыть первый бутик на бульваре Малерб в Париже, а затем и знаменитое ателье на улице Камбон.
Но дальше Коко ждал удар: чтобы укрепить свое положение в обществе, Артур решил жениться на знатной англичанке. Это разбило сердце Коко (по слухам, ей даже пришлось шить для новой избранницы Боя свадебное платье), и она с головой погрузилась в работу. Но отношения с женатым Кейпелом продолжились. Позже, добившись успеха и финансовой независимости, она скажет Бою: «тебе надо было бы просто подождать, пока я стану известной, и мы были бы счастливы». «А разве мы несчастны?» – ответит он.
Несмотря на эту любовь – как говорят, единственную в жизни Шанель – у нее было множество других одиозных романов. В частности, на следующий год после гибели Боя Шанель познакомилась на одном из приемов с князем Дмитрием, двоюродным братом казненного большевиками царя Николая II. Шанель (которая к тому моменту была уже богатой и влиятельной женщиной) сняла для них виллу на берегу Атлантического океана, князь веселил ее разными байками и знакомил с интересными людьми. Но и этот роман подтвердил звание «женщины, на которой не женятся» – вскоре Дмитрий сочетался узами брака с дочерью американского миллиардера Джона Эмери Одри Эмери. Тем не менее, благодаря Дмитрию, в коллекции Шанель появились русские мотивы – рубашки La Rus с ручной вышивкой и пальто на соболиной подкладке.
В 1925 году 42-летняя Шанель закрутила роман с самым богатым человеком Великобритании, герцогом Вестминстерским. Дело двигалось к свадьбе, но герцог мечтал о детях, а Коко оказалась бесплодной. Тем не менее, отношения продлились четырнадцать лет.
Веселая старость
Но самая скандальная история началась спустя много лет во время войны. С атташе немецкого посольства, правой рукой Адольфа Гитлера, немецким агентом Гансом Гюнтером фон Динклаге (он же Шпатц) Коко связалась не от хорошей жизни. В июне 1940 года племянник знаменитой мадемуазель Андре Паласе попал в немецкий плен, и Шанель обратилась к давнему знакомому – фон Динклаге – чтобы вызволить родственника. Кстати, с началом войны в 1939 году Коко пришлось закрыть модный дом и все свои магазины. В итоге Андре был освобожден, но 56-летней Коко пришлось стать не только любовницей барона фон Динклаге, но и его агентом. Из-за всех последовавших за этим политических дрязг любовники не только много ссорились, но даже дрались.
Так что старость Коко прошла не менее бурно, нежели ее молодость. Но потом любовные истории пошли на спад. В 50-60-х она сотрудничала с различными голливудскими студиями, одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Элизабет Тейлор. Среди клиенток Коко была и первая леди США Жаклин Кеннеди. Кроме того, Шанель была меценаткой и финансировала Сальвадора Дали и Пабло Пикассо. В 60-х модный дом Шанель сильно сдал свои позиции после того, как Коко отвергла идею мини-юбок.
Фото: AP/TASS
Скончалась Габриель 10 января 1971 года в возрасте 87 лет от сердечного приступа в отеле «Риц». После ее смерти дом моды «Шанель» пережил период упадка и начал возрождаться лишь в 1983 году, когда руководство домом принял Лагерфельд.
Прожив долгую, насыщенную и интересную жизнь и достигнув вершины своей славы лишь к пятидесяти годам, Шанель стала примером для подражания миллионов. Конечно, биография Коко не укладывается в «домостроевские» представления о «женском счастье», но вряд ли кто-то осмелится назвать ее несчастной. Она перевернула мир моды 20 века, продолжает оставаться иконой стиля и самым знаменитым модельером планеты в 21 веке, и именно с ее именем французы до сих пор ассоциируют фразу «искусство жить».