Битва за Сухо: как подвиг советских операторов осенью 42-го вошел в историю
8 сентября, ровно 78 лет назад, Ленинград был взят в блокадное кольцо, а через два с половиной месяца была открыта «Дорога жизни». Работала она не только зимой, но и летом. Бесперебойное движение по воде обеспечивал маяк на острове Сухо. Именно там осенью 1942 года произошел бой, который попал не только на первые полосы «Ленинградской правды», но и на кинопленку. О подвиге советских операторов – корреспондент «МИР 24» Максим Васильчук.
В этот день кинооператоры Ленинградской студии хроники работали в Новой Ладоге. На главной базе ладожской флотилии снимали документальный фильм о летней навигации. Когда рано утром поступил сигнал тревоги, времени для раздумий не оставалось. На канонерской лодке Бира они вышли к острову Сухо. Крошечный искусственный остров в 30 километрах от берега с высоты похож на подкову. В центре – маяк, еще при Петре Первом он указывал фарватер. В годы блокады приобрел стратегическое значение. Мимо Сухо проходила летняя «Дорога жизни». По ней в Ленинград доставляли продовольствие. Из города эвакуировали женщин и детей.
Гарнизон острова Сухо составлял 70 человек. С большой землей его связывал только катер, который подвозил еду, боеприпасы и письма. За лето 42 года солдаты не произвели здесь ни единого выстрела. Иногда им казалось, что война проходит мимо. Осенью 42-го гитлеровцы разработали операцию «Бразиль». Задача – взорвать маяк на острове Сухо. Для этого на Ладожское озеро перебросили немецкие десантные баржи. На борту – зенитные орудия калибра 88 миллиметров. Их называли «зибелями» – по имени автора проекта подполковника Люфтваффе Фридриха Вельгельма Зибеля.
В семь часов утра сигнальщики обнаружили на горизонте большое число кораблей противника, с воздуха их прикрывала авиация. Буквально через минуту они открыли интенсивный огонь по острову. Практически сразу было сбито антенное устройство радиостанции, гарнизон остался без связи. В документальном фильме «Ладога» эпизод с островом Сухо занимает чуть больше пяти минут. Тот бой зафиксировали на кинопленке четыре оператора: Архиреев, Горданов, Романенко и Долгов. Фотографии Николая Долгова хранит в своей мастерской сын - Алексей Николаевич. Говорит, отец не любил вспоминать тот день.
С кинокамерой Николай Долгов дошел до Японии, после войны снимал испытания водородной бомбы на Новой Земле. Когда вышел на пенсию, оставил себе железный корпус-кассету, на память. К аппаратуре фронтовой оператор относился так же, как солдат к личному оружию. В арсенале ленинградских операторов была камера «Конвас» – она весила до пяти килограммов, а в комплекте имела деревянную треногу. Как и автомат, камеру нужно было заряжать, заводить при помощи специальной рукоятки. А пленку, как пулеметную ленту, прямо во время боевых действий приходилось постоянно менять – ее хватало только на минуту непрерывной съемки. О том, что в сражении 22 октября 1942 года участвовали кинооператоры, историк Баир Иринчеев узнал из красной картонной папки, подаренной одноклассницей.
Баир разыскал документальный фильм в архивах. Операторы приехали на съемки в Ладожскую флотилию 21 октября, накануне боя. Поужинали, остались ночевать на одном из кораблей, проснулись по тревоге. До подхода боевых кораблей краснознаменной Ладожской флотилии гарнизон держал оборону самостоятельно. Противнику удалось высадить на Сухо почти 100 десантников с пулеметами, автоматами и гранатами. Борьба была жесткой, бились в рукопашную. В девять часов утра по вражеским судам нанесла удар наша авиация, и тогда немецкие солдаты стали отходить к лодкам и катерам. Истребители и штурмовики Красной армии полностью завладели воздушным пространством. Немецкие «Зибели» и итальянские катера начали отступать, но так просто их не отпустили.
Из донесения командира гарнизона острова: погибли 25 советских бойцов, ранены – 32 человека. Потери с немецкой стороны 61 солдат – убитые и раненые. По данным историков, враг потерял до 17 кораблей и 14 самолетов. Наши корабли потерь не имели – так написали в советских газетах. Операция «Бразиль» провалилась, Сухо выстоял. Ладожская коммуникация продолжила свою работу.
В живых остались и четыре оператора Ленинградской студии хроники. Снятые ими кадры теперь – часть истории битвы за Ленинград.