on air preview
Прямой эфир
СТИЛЬ ЖИЗНИ

50 оттенков преисподней: как видят ад в разных культурах

10/09/2019 — 15:06
Каким может быть ад?
Фото: Zuma/TASS
Каким может быть ад?
Фото: Zuma/TASS
Каким может быть ад?
Фото: Zuma/TASS

Религия, культурные традиции, философские течения формируют у людей очень непохожие представления о жизни и смерти. Загадку о том, что происходит, когда физическая оболочка прекращает свое существование, человечество пытается разгадать в течение тысячелетий, каждый раз отрицая одну концепцию и создавая новую. Но все многообразие этих представлений объединяет вера в лучшее и худшее место для бессмертной души, а именно в рай и ад. Корреспондент «МИР 24» выяснила, как слово «ад» пришло в русский язык, каким его видят представители различных религий и народов, эзотерики и философы.

Что значит «ад»?

Слово «ад» изначально пришло из греческого языка в старославянский, а затем уже в русский. В первоначальной версии ад был местом упокоения всех мертвых и назывался «Аид» или «Гадес». До эллинистической эпохи греческий ад не подразумевал каких-либо мук, рассказывает доцент факультета философии, богословия и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии Сергей Пахомов.

«Исключением тогда были особо провинившиеся, например, царь Тантал, который был обречен на вечные муки. Остальные просто влачили не очень радостное существование без света и блаженства. Так, например, Ахилл, вызванный из Аида Одиссеем, жаловался на свою загробную жизнь не из-за мук, а из-за тоски и скуки. Примерно также трактовали ад и древние иудеи, они называли его «шеол». Ад в современной версии, как противопоставление раю, появился гораздо позже», – сказал Пахомов.

50 оттенков преисподней: как видят ад в разных культурахРисунок Гюстава Доре

Этимология слова «Аид» связана с другим греческим словом – «идея». Общий корень «ид» указывает на нечто видимое, отчетливый образ, зачастую привлекательный своей ясностью. А вот добавленная приставка обозначает противопоставление, комментирует кандидат философских наук и ведущий методолог Школы критического мышления Никиты Непряхина Дмитрий Скворцов.

«Приставка «а» означает отрицание, то есть слово «Аид» можно расшифровать как «безобразно (без – образно)». В разных культурах ад – это место, которое противопоставляют прекрасному, приятному, полезному, совершенному. Все остальные детали – это уже социальное воображение, от которого зависит, что именно помещается в ад, какими картинами, образами, чувствами это место наполняется. Таким образом, с философской точки зрения, ад – это отсутствие ясности, отчетливости, невозможность выразить мысли и чувства, нарушение коммуникации между людьми, отказ от ценностей», – пояснил Скворцов. 

Каким был ад в дохристианскую эпоху

Страшные картины, где души грешников «жарят на раскаленных сковородах и терзают чудовища» столь подробно и жутко начали описывать лишь в Средневековье. Но и до этого разные народы верили в существование ада.

«Нифльхейм – своеобразное представление ада в скандинавских и германских культурах. Там нет огня, зато вечные льды и туманы. Правит этой землей богиня Хель, а гигантская змея Нидхёгг пожирает мертвых. Из девяти миров скандинавско-германской мифологии Нифльхейм считается самым глубоким и темным. Души, попавшие туда, благодаря вестнику Хель Хермоду испытывают постоянную боль», – рассказывает таролог Екатерина Ольная.

Дохристианские племена финнов верили, что души умерших переносились слугой смерти Тутти в Туонелу. В отличие от большинства подземных миров, Туонела была в значительной степени мрачным продолжением жизни на Земле. Души, которые направлялись туда, должны были взять с собой какие-либо вещи для выживания. В таком «аду» можно было принимать посетителей, которые хотели навестить покойных родственников. Правда, такое путешествие было опасным и часто смертельным.

В зороастрийской религии ад назывался «Домом лжи». Мир живых от мира мертвых отделял тонкий мост Чинават.

«Мост этот, тоньше волоска и острее лезвия, охраняется четырехглазыми собаками. Души оценивались на основе своих поступков в жизни. Если плохих было совершено больше, то душа попадала по этому мосту в преисподнюю – Дом лжи. Описывали его как место отвратительной мерзости, где людям подают испорченные продукты и постоянно подвергают мукам», – говорит Ольная.

В древнеегипетских текстах богом мертвых был Осирис, а загробным миром – Дуат. При приближении к Дуату души должны были пройти через врата, охраняемые полуживотными-полулюдьми. После суда грешники ходили вверх ногами, их кусали змеи и пожирали демоны.

А вот древнееврейский ад назывался Геенной, он больше всего похож на христианский.

«Название «Геенна» изначально относилось к долине неподалеку от Иерусалима, где последователи бога Молоха приносили ему в жертву детей. Затем это название стало интерпретацией древнееврейского ада, куда грешники отправлялись расплачиваться за свои грехи. Из описаний следует, что царство представляло собой глубокие и пустынные места, где непрерывно горело пламя и шел дождь. Огонь был в 60 раз горячее, чем какой-либо найденный на земле. Ядовитые серные газы висели в воздухе, а по рекам тек расплавленный металл», – комментирует Екатерина Ольная.

Последователи индуизма, сикхизма, джайнизма и буддизма тоже верят в существование ада. Правда, в их случае душа остается там не навсегда, а до того момента, пока не восстановит карму.

«Нарака – это временное место, где наказывают душу. Как только грешники поплатились за свою карму, они возрождаются. Считается, что ад разделен на несколько уровней, в зависимости от совершенных грехов. Например, Махараурава – место для тех, кто жил за счет других людей. Там плоть грешника съедают демоны. В отличие от индуизма или джайнизма, буддисты верят, что все души отправляются в нараку, чтобы очиститься от грехов. При этом не существует единого правителя, который бы судил поступки людей при жизни. Считается, что душа может оставаться в нараке в течение миллиардов лет. Пока карма не будет восстановлена, душа не сможет возродиться», – рассказала таролог.

Таким образом, несмотря на культурные различия, ад везде характеризуется проводниками, мостом в загробный мир, страшным судом, пытками.

Как христианство изменило концепцию «ада»

В христианстве существование ада объясняется еще и тем, что Бог милостив, поэтому грешникам уготованы вечные муки, а не полное небытие, которое представляется куда страшнее. Христианский ад – это место, которое появилось после измены и низвержения Люцифера и падших ангелов. Любопытно, что там наказывают как простых грешников, так и дьявола, как казнимых, так и самих палачей, сказала корреспонденту «МИР 24» парапсихолог Маргарита Аристархова. При этом христианский ад существует не так давно – всего около 500 лет.

«В Новом завете угроза страшного суда и ада занимает важное место. Но детального описания адских мук там нет. С развитием института церкви начинают возникать красочные картины христианского ада. Для грешника пребывание в аду – это не вечная жизнь в страдании, а мука вечной смерти. Нескончаемость адских мук церковь утвердила на Втором Константинопольском соборе. Так она отменила идею реинкарнации. При этом сам догмат существования ада был закреплен Тридентским собором лишь в 1545-1564 годах», – пояснила она.

Эксперты считают, что наиболее красочно христианский ад описан в «Божественной комедии» Данте Алигьере. Он состоит из девяти уровней, имеет вид колоссальной воронки, а узкий конец концентрических кругов упирается в центр земли. В первом круге – Лимбе – пребывают те, кто грехов не совершал, но умер некрещеным. Их наказание – скорбь без боли. В этом месте собралась очень неплохая компания великих ученых, поэтов и философов древности – просто потому, что они не могли быть адептами еще не существовавшего учения Христа.

«Во втором круге ада в вечной буре мучаются поддавшиеся вожделению, в третьем под солнцем и дождем гниют обжоры, в четвертом сталкиваются друг с другом скупцы и моты, пятый круг ада представляет собой Стигийское болото, в котором по горло в жиже вечно дерутся злые, гневливые и ленивые люди. В шестом круге в стенах города Лита, охраняемого змееголовыми фуриями, в раскаленных пылающих гробах мучаются еретики и лжеучителя, седьмой – место интенсивных пыток, где под звуки адских барабанов убийцы и насильники всех мастей кипят в кровавой реке или изнывают в знойной пустыне у горящего потока, терзаемые гарпиями и гончими псами. В восьмом круге томятся обманщики всех мастей. Последний, девятый круг ада предназначен для предателей и отступников, которым уготованы вечные мучения в ледяном озере Коцит. А в ядре сам Люцифер терзает главных предателей человечества: Иуду, Брута и Кассия», – напомнила Аристархова.

50 оттенков преисподней: как видят ад в разных культурахЭжен Делакруа, 1822 год

В исламе после суда Аллаха судьба умершего окончательно определяется на мосту Сират: он лежит над адом, но ведет в рай. Этот мост тоньше волоса и острее ножа, способен резать воздух. Когда человек пытается пройти по нему, то дует ветер, равный силе его проступков при жизни. Праведный пройдет, а грешник упадет в адскую бездну.

Еще одна интересная концепция ада существует в ведических традициях. Там душа живет вечно, не было времени, когда она бы не существовала. В начальном состоянии душа обладает полным знанием и испытывает безграничное блаженство. Но в какой-то момент, обладая свободой воли, решает проявить себя в мире без Бога, говорит специалист по Ведам Владислав Купорев.

«И тут, в материальной вселенной, души зачастую многократно проходят через 8 400 000 форм жизни и различные планетарные системы. Души много раз то опускаются в ад, то поднимаются в рай, то живут на средних планетах. Это происходит до того момента, пока душа не прошла все уроки и полностью не очистилась от материальных желаний. Она навсегда покидает материальный мир, когда восстанавливает свою связь с Богом», – говорит Купорев.

В ведах ад состоит из 26 планетных систем. После смерти грешник предстает перед судом Бога смерти – Ямараджа. В зависимости от количества и тяжести накопленных грехов, душа оказывается на определенной адской планете, где проходит через страшные муки. Например, грешники, в жизни которых было много прелюбодеяния, попадают в ад, где их заставляют бесконечно обнимать раскаленные докрасна металлические статуи мужчин и женщин. Люди, которые без необходимости и специального ритуала ели животных, тоже подвергаются наказанию – их съедают по частям раз за разом.

Купорев отмечает одну важную особенность, характерную для всех религий – прежде, чем оказаться в реальном аду, человек готовится к нему при жизни.

«Подготовка к аду начинается, когда человек разрывает свою связь с Богом. Он начинает нарушать правила игры этой Вселенной, например, в христианстве – это заповеди. Те, кто им следуют, идут по восходящему пути, остальные – по нисходящему. В ведической традиции подобные заповеди называются регулирующими принципами. Всего их четыре: отказ от насилия, от всех видов интоксикаций, добрачного секса и азартных игр. Соблюдение этих принципов позволяет слышать голос совести и не сбиться с пути. Можно сказать, что начало ада везде одинаковое – там, где кончается связь с Богом.

В современном мире люди все так же пытаются разгадать загадку загробной жизни. Кого-то устраивают существующие религиозные концепции, другие ищут новые интерпретации. Одна из популярных современных версий заключается в том, что в аду не существует чудовищ и пыток, вместо этого душа мучается и наказывает себя сама.

«Я являюсь сторонницей одной из распространенных теорий о том, что душа, прежде чем прийти в этот мир, выбирает задачи, которые хочет проработать в предстоящей жизни. Если человек готов принять страдание, которое ему дается, все понимая, не озлобляясь, а извлекая уроки, то его ждут великие открытия и огромный духовный рост. Но душа, которая, например, добровольно отказалась от жизни или подменила ее употреблением алкоголя и наркотиков, может так себя ругать и наказывать, как никакая раскаленная сковородка не способна. То есть душа возвращается домой с серьезными долгами: мало того, что она не сумела развиться и приобрести необходимый опыт за отпущенную ей жизнь, но в придачу ко всему понесла огромные энергетические потери. Ад – это раскаяние в том, что ты все испортил, не справился со своей задачей; страдание и горькое сожаление, что больше ничего нельзя исправить до следующего раза», – заключила парапсихолог Аристархова.

Последние новости

    Поделиться:

    Последние новости