В Петербурге на территории «СевКабеля» открыли панораму о ВОВ
СевКабель порт – модное арт-пространство на берегу Финского залива. Это одно из популярных «хипстерских» мест на карте Петербурга. В одном из бывших цехов завода появились многочисленные кафе и прогулочная зона с видом на вантовый мост. На первом этаже бывшего кабельного цеха – скейт-площадка, на втором – война, разруха, беженцы, солдаты…
Две тысячи квадратных метров команда «Невский баталист» превратила в панораму о Великой Отечественной. Десять залов. Каждый посвящен отдельному эпизоду войны.
Человек, от имени которого идет повествование, это вымышленный персонаж, учитель истории. В 1941-м он жил в белорусской деревушке, в самом обычном деревянном доме с печкой, старой кроватью и столом. За окном - небольшой сад, березы. Пришел враг: дом разрушили, березу срубили, а во дворе поставили огневую точку.
Павел аккуратно воссоздает лицо красноармейца. Работа может занять и три дня и несколько недель, ведь главное – передать эмоции.
Костюмы
Над созданием панорамы работали несколько десятков человек. Прежде, чем приступить к работе, скульпторы создают макет, на котором можно увидеть всю мизансцену. Затем подбирают декорации, создают персонажей. Последними в дело вступают костюмеры. Здесь важно правильно подобрать каждую деталь и не перепутать, например, офицерский ремень и солдатский. Мария теперь, кажется, знает все про униформу и красноармейцев, и солдат вермахта.
Все эти гимнастерки Маша нашла у знакомых или купила. Несколько месяцев каждые выходные она проводила на блошиных рынках.
Практически по каждому костюму она консультировалась с историками или же внимательно изучала хронику и фотографии. На создание образа одного манекена уходит несколько дней.
Прежде чем начать работу над экспозицией, авторы прочитали десятки тысяч официальных документов, писем с фронта, воспоминаний ветеранов. Поэтому практически каждая история здесь реальная.
Например, Николай и Юрий Бойковы - отец и сын. Отец взял из дома охотничье ружье и приехал к сыну во вторую дивизию народного ополчения. Они сражались плечом к плечу и погибли в одном бою 8 августа 1941 года.
В зале с беженцами стоит манекен женщины с ребенком на руках. Она «списана» с прабабушки автора проекта Дмитрия Поштаренко. Женщина жила в Шлиссельбурге и бежала оттуда, когда немцы были за несколько километров от города.
Художник и реконструктор
Анна Королёва – художник. Она пытается передать уникальный оттенок кожи каждого героя. Многое зависит от ситуации. Если это лес, то кожа темнее, если переправа через реку, то должна блестеть:
Иногда натуру находили там, где ее совсем не ожидали. Оружейник на заводе в Туле напоминает одного из рабочих, строивших панораму. А станок достался в «наследство» от кабельного цеха. Оружие, ящики из-под снарядов, гильзы от патронов – все реальные артефакты. Их обнаружили в местах боев поисковики.
Картины на стенах разрушенного дома в Сталинграде тоже настоящие. Автор – авангардист начала ХХ века Розалия Рабинович. Такая «выставка в выставке» своего рода приманка для зрителя, раскрывает секрет Дмитрий Поштаренко.
В Сталинградском зале зритель оказывается внутри полуразрушенной школы, попавшей под танковый обстрел. На самом деле, представленный танк сделан из дерева и пенопласта. Айгуль – опытный реконструктор. Для нее это не первая выставка и далеко не первый немецкий танк. Она за считанные минуты может «нарисовать» сварные швы – обычной монтажной пеной.
Несколько десятков кубометров фанеры, немного бетона, пластика, два месяца работы и в бывшем цеху завода выросли Кавказские горы. Сначала им придали блеск, затем полили клеем и засыпали пенопластом.
Про битву за Кавказ авторам проекта рассказал реальный участник сражений. Интервью с ним они записали несколько лет назад. Поэтому в этом зале не абстрактная собирательная битва, а вполне конкретный бой 16 декабря 1942 года, в котором и принимал участие Михаил Михайлович Бобров.
Если с горами все было хоть и непросто, но понятно, то над тем, как показать форсирование Днепра, авторы долго ломали головы. В итоге реку сделали … из бетона, в который закатали людей, лодки, бочки, коней. И время будто застыло. На зрителей это производит сильное впечатление.
Фото: Евгений Хайдей
При создании панорамы авторы часто опирались и на хронику. Самая известная фотография – Евгения Халдея. Момент создания знаменитого снимка и запечатлен здесь на панораме. Вот сам Евгений Халдей, а рядом красноармеец, который забирается на вазон на крыше Рейхстага с красным победным знаменем.
В последнем зале экспозиции герой – учитель истории возвращается с войны домой… От дома осталась только печка.
Для каждого, кто работал над панорамой, это личная история. Прадед художника Ани был танкистом, погиб в Беларуси в начале войны. Дед костюмера Маши – на Синявинских высотах под Ленинградом. Дед реконструктора Айгуль встретил день Победы в Берлине.
Экспозиция открыта ежедневно. В будние дни за вход нужно заплатить символическую сумму, а в выходные посещение бесплатно.