На этой неделе не стало легендарного советского и грузинского композитора Гии Канчели. «Птичка-птичка, птичка-невеличка» – мелодия этой песни узнается буквально с первых нот. Как ни странно, автор «Читы-гвриты» всегда стеснялся своего главного хита.
Так получилось, что Гия Канчели писал музыку для «Мимино», до конца не понимая, чего хочет Георгий Данелия.
«Позвонил из Москвы и сказал, что везет запись песни, какая мне нужна для фильма «Мимино». И мы пойдем к Гии Канчели домой. Данелия поставил кассету в магнитофон и сказал, что ему нужна такая песня. Запел Рэй Чарльз песню Yesterday», – вспоминает актер Вахтанг Кикабидзе.
Свою легендарную «Чито-гврито» Канчели писал 72 часа без перерыва. Мелодия пришла лишь на исходе третьих суток. С тех пор ночь – его любимое время.
«Это очень мучительный, очень изнурительный труд. Но самое главное, чтобы сидящие в зале это воспринимали как пришедшее с небес», – признавался Гия Канчели.
С ним и друзья согласны: Канчели и его команду как будто сами небеса и благословили. Так и появилось великое трио: Данелия, Габриадзе и Канчели. Данелия материализовал ту самую планету Плюк, придуманную Резо Габриадзе. А Гия Канчели своей музыкой все подытожил и объединил в единую мелодию. Антиутопия с грузинским акцентом.
Канчели-музыканта могло и не быть. Ведь после школы он поступил на геологический факультет Тбилисского университета. Только проучившись три года, понял: это не его.
Гия Канчели много лет работал вместе с Робертом Стуруа в тбилисском театре Руставели. Они так подружились, что Стуруа без Канчели работу над текстом не начинал.
«Не будь его, все мои спектакли и вообще я сам тоже был бы иным. Может, не очень плохим, но, по крайней мере, думаю, что это был бы совсем другой, не такой значительный театр, каким он был при Гие», – отметил режиссер, народный артист СССР Роберт Стуруа.
Канчели много работал над симфониями и камерными произведениями. Классическая музыка Гии Александровича оказалась необходима молодым режиссерам.
Родной Тбилиси прощался с Канчели под аплодисменты и под музыку. Под его музыку. Сам композитор не раз говорил: если произведения после смерти автора не забудут хотя бы 50 лет, то это значит, что он что-то сумел оставить.